Государственное учреждение образования

Средняя школа №25 г. Минска

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Тел./факс: 296-85-80
E-mail: sch25@minsk.edu.by
Карта проезда

Республиканский инновационный проект
«Внедрение модели Республиканского инновационного центра как
компонента единого образовательного пространства»
 «Обеспечение качества образования на основании ресурсного
подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР »

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями… (из Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь)

 

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                    Директор государственного

                                                                                                учреждения образования

                                                                                                           «Средняя школа №25 г.Минска"

                                                                                                       ___________ О.А.Якушик

                                                                                       __________2017

 

Программа инновационной деятельности

«Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного

 пространства» государственного учреждения образования «Средняя школа №25 г.Минска"

на 2017 – 2019 годы

 

Этап/срок реализации

Основные направления

Организационно-управленческое обеспечение

Информационно-аналитическое обеспечение

 

Научно-методическое

обеспечение

Работа с педагогами

 

Психолого-педагогическое сопровождение

Планируемые результаты

Подготовительный (август - сентябрь 2017)

 

1.Формирование коллективного субъекта управления инновационной деятельностью:

-определение направления инновационной деятельности на 2017 – 2019 годы на основе проблемного анализа деятельности по реализации проекта в 2015 – 2017 гг.;

-формирование инновационной команды;

-разработка идеологии и стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновации.

2.Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, фиксирующих план реализации инновации.

  1. Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования.

1.Анализ педагогической деятельности учреждения образования (за 3 года) и выявление проблем реализации инновационного проекта.

2.Составление и представление аннотированных списков авторских методических (учебно-методических, информационных и др.)  разработок участников деятельности РИЦ .

1. Разработка совместно с консультантом программы инновационной деятельности  и механизмов ее реализации.

2.Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению.

 

1.Обсуждение и принятие педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования.

2.Осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности.

3.Обсуждение рисков реализации инновационного проекта и путей их предотвращения.

 

 

1.Диагностика педагогического коллектива на предмет:

-выявления готовности к реализации инновационного проекта,

-наличия и преодоления барьеров инновационной деятельности.

1.Нормативное правовое, научно-методическое обеспечение инновационной деятельности 2.Мотивационная и когнитивная готовность инновационной команды и педагогического коллектива  к реализации проекта в учреждении образования.

Организационно-диагностический (октябрь 2017- апрель 2018)

 

1.  Формирование республиканской сети инновационных учреждений образования по направлению деятельности центра.

2.Реализация сетевого взаимодействия и социального партнерства по ключевым направлениям  деятельности центра, создание условий для диссеминации позитивных образцов и результатов инновационной деятельности по направлению деятельности центра.

3.Организация деятельности инновационно-экспертного совета учреждения образования:

-утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

1.Развитие информационно-насыщенной среды РИЦ:

-оптимизация информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта;

-организация сетевого взаимодействия участников инновационной деятельности с помощью сервисов Google.

1.Консультационная помощь в определении направления деятельности участников сетевого взаимодействия.

2. Участие в работе методологического семинара «Основные направления и форматы деятельности региональной сети Республиканских инновационных центров в 2017 – 2019 гг.» (октябрь 2017)

3. Участие в работе постоянно действующего семинара «Инновации в образовании в условиях развития сетевого методического вза-имодействия в едином образовательном пространстве» (декабрь 2017, февраль 2018).

4. Организация консультирования по разработке и реализации программ повышения квалификации с учетом выявленных потребностей.

5. Организация консультирования по вопросу определения программы и плана реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

  1. Участие в работе семинара-презентации Ассоциации инновационных учреждений «Развитие форм и механизмов сетевого взаимодействия и социального партнерства по созданию условий для  непрерывного образования педагогов» (март 2018)

7. Участие в стендовой защите «Преимущества и эффекты сетевого методического взаимодействия в едином образовательном пространстве» (апрель 2018)

1.Изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса.

2. Создание системы сбора и анализа информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования.

3. Организация постоянно действующего семинара для участников инновационной деятельности учреждения образования.

4. Формирование системы взаимообучения внутри сети.

5. Использование инновационного потенциала педагогов РИЦ для диссеминации эффективного инновационного опыта

1. Диагностика по выявлению проблем в индивидуальной профессиональной деятельности участников проекта.

2. Мониторинг удовлетворенности субъектов инновационной деятельности реализацией проекта.

 

 

1.Выявлены субъекты образовательного пространства республики, заинтересованные в реализации  направления деятельности РИЦ

2. Выявлены проблемные поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов.

3. Создана республиканская сеть инновационных учреждений образования по направлению деятельности центра. 4.Спланирова- но ПК педагогов республики по направлению деятельности РИЦ .

Практический (май 2018 - март 2019)

 

1. Деятельность  инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям:

- экспертная оценка материалов инновационного педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т.д.;

- составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО (май 2018).

2. Объединение ресурсов учреждений образования республики для совместной разработки и реализации новых проектов (программ ПК, др. мероприятий)

3. Координация деятельности республиканской сети инновационных учреждений по тематике проекта.

4. Создание условий для эффективной работы по формированию портала образовательных ресурсов, представляющего учебно-методические материалы для участников инновационной деятельности.

5. Обмен  опытом республиканских инновационных центров по реализации проекта.

 

1. Информационно- аналитическая  деятельность РИЦ по направлениям:

-информирование педагогической общественности о ходе инновационной деятельности;

-представление информации на сайте АПО (Республиканские инновационные центры);

-создание банка данных эффективных образцов инновационного педагогического опыта;

-представление научно-методических материалов инновационной деятельности с использованием республиканских информационных ресурсов;

-трансляция эффективных образцов педагогического опыта (локальный печатный орган, и т.д.).

2. Организация онлайн-конференций, вебинаров, диспутов и др.

3. Консультирование по вопросам осуществления инновационной деятельности в онлайн-режиме.

4. Поддержка сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, основанного на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности и направленного на формирование и диссеминацию эффективного педагогического опыта.

1. Консультационная помощь по вопросу организации и проведения постоянно действующего семинара, учебных деловых игр, программы работы творческих и проблемных групп и др.

2. Участие в работе постоянно действующего семинара «Инновации в образовании в условиях развития сетевого методического взаимодействия в едином образовательном пространстве» (сентябрь 2018, январь 2019)

3.  Консультационная помощь при осуществлении экспертной оценки материалов педагогического опыта, представленных к трансляции и распространению.

4. Консультирование по реализации программ повышения квалификации, оценке их эффективности.

5. Участие в открытом республиканском форуме «Республиканские инновационные центры: от идеи – к результату» (март 2019)

1. Поиск и внедрение эффективных форм и методов непрерывного образования, взаимообогащение за счет ресурсов сетевых партнеров

2. Организация  повышения квалификации и обучающих семинаров.

3. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта и в соответствии с выявленным проблемным полем профессиональной деятельности.

4. Групповая работа педагогов в рамках методических творческих формирований по оформлению индивидуального педагогического опыта.

5. Индивидуальная работа учителей по оформлению педагогического опыта.

1. Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Индивидуальное консультирование педагогов, участников инновационной деятельности, по психолого-педагогическим вопросам в рамках проекта.

3. Содействие созданию психологически комфортной атмосферы взаимодействия участников инновационного проекта, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности (психологические тренинги).

1.Представлена справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта.

2. Определены эффективные формы и методы организации непрерывного образования педагогических кадров при активном использовании ресурсов сетевых партнеров

3. Организована работа по повышению квалификации педагогов.

4. Регламентированы организационные, нормативные  правовые основы деятельности республиканской сети.

5. Реализованы программа и план реализации индивидуальных педагогических исследований участников инновационной деятельности.

5. Оформлен индивидуальный педагогический опыт учителей, участников инновационной деятельности.

6. Апробированы на практике механизмы диссеминации эффективного педагогического опыта

 

Рефлексивно-обобщающий (апрель – май 2019)

 

1. Деятельность инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям:

-анализ, экспертная оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями проекта;

-составление и анализ итоговых  отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО;

-презентация, содействие распространению образцов инновационного  педагогического опыта (выставки, электронные материалы, открытые заседания творческих групп и др.);

-подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику;

-обобщение инновационного опыта Республиканского инновационного центра и его сети.

2. Проведение заседания  совета учреждения образования  по итогам реализации проекта и распространению инновационного опыта.

3. Организация сетевых мероприятий по представлению инновационного опыта.

4. Организация и проведение презентации сетевых программ и проектов.

1. Информационно- аналитическая деятельность РИЦ  по направлениям:

-информирование педагогической общественности о результатах инновационной деятельности;

-представление информации на сайте Республиканского инновационного центра о результатах реализации проекта;

-создание  банка данных инновационного центра;

- подготовка учебных и методических материалов к изданию.

2. Организация онлайн-конференций, вебинаров, диспутов и др. по результатам инновационной деятельности.

3. Популяризация, рекламные акции, отражающие эффективность деятельности инновационного центра.

 

1. Разработка сетевой модели управления непрерывным повышением профессионального мастерства педагогов

2. Консультационная помощь по вопросам:

-анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности;

-оформления индивидуального педагогического опыта участников инновационной деятельности;

-систематизации и обобщения материалов индивидуальных педагогических исследований  в рамках проекта;

-разработки программы презентации и механизмов трансляции образцов эффективного педагогического опыта.

3. Консультационная помощь при подготовке отчетных материалов по итогам реализации инновационного проекта.

 

1. Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности.

2.Оформление и презентация индивидуального опыта педагогической деятельности.

3. Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта.

4. Разработка и представление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности.

5. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта:

-выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, дидактических сборников и др.;

 -подготовка и проведение мастер-классов, открытых заседаний творческих групп, педагогических студий, клубов и др.

1.Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2.  Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта.

1.Создана система сетевого взаимодействия в образовательном пространстве республики.

2.Создана система научно- методического сопровождения процесса повышения квалификации педагогов.

2. Определена эффективность деятельности инновационного центра в соответствии с критериями и показателями.

3.  Представлена справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта.

4. Разработаны методические материалы по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику.

 

 

                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                             Директор государственного

                                                                       учреждения образования

                                                                 «Средняя школа №25                      

                                                 г.Минска"

                                                                          ___________ О.А.Якушик

                                                         __________2018

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

по реализации инновационного проекта

«Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» по теме «Обеспечение качества образования на основе ресурсного подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР» в государственном учреждении образования «Средняя школа №25 г. Минска»

на 2018/2019 учебный год

 

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

 

I. Административно-управленческая деятельность

 

 

1

Анализ инновационной деятельности учреждения образования за 2017/2018 учебный год, определение результатов и выявление проблем    

апрель-май 2018

Якушик О.А., директор школы

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

2

Определение приоритетных направлений по реализации инновационного проекта и механизмов их внедрения на 2018/2019 учебный год

август 2018

Якушик О.А., Втюрина С.С.

3

Корректировка программы и согласование планов инновационной деятельности

сентябрь 2018

Якушик О.А., Втюрина С.С.

4.

Создание нормативного обеспечения проекта, локальных актов, регулирующих деятельность всех субъектов сетевого взаимодействия

август - сентябрь

Якушик О.А., Втюрина С.С.

5.

Развитие информационно-насыщенной среды, отражающей деятельность центра:

создание виртуальной медиатеки по теме проекта

в течение года

Втюрина С.С., Пупа С.В., учитель-дефектолог

Выявление   особенностей работы учреждения образования в инновационном режиме (мониторинг)

сентябрь 2018 апрель 2019

Якушик О.А., Втюрина С.С.

Оценка и развитие ресурсного обеспечения проекта (кадрового, нормативного, материально-технического, методического и др.)

в течение года

Якушик О.А., Втюрина С.С.

8

Составление и согласование календарных планов работы участников инновационного проекта

сентябрь

Втюрина С.С., участники инновационной группы

9

Организация постоянно действующего семинара для учителей, участников инновационного проекта «Ресурсный подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР»

сентябрь январь

апрель

Втюрина С.С.,

Бондаренко Т.Г.,

зам. директора по учебной работе

10

Тематические консультации по проведению мониторинга процесса и результатов инновационной деятельности

1 раз в месяц

Кожемякина Т.И., консультант инновационного проекта

11

Информационно-аналитическая поддержка сетевого взаимодействия

в течение года

Якушик О.А., директор школы

12

Анализ результатов, коррекция, регулирование инновационного процесса

в течение года

Якушик О.А., директор школы

13

Представление материалов об итоговых результатах инновационной деятельности

май

Якушик О.А., Втюрина С.С.

 

II.Научно-методическое обеспечение

 

 

1

Участие в работе постоянно действующего семинара «Инновации в образовании в условиях развития сетевого методического взаимодействия в едином образовательном пространстве»

сентябрь 2018,

январь 2019

 

Якушик О.А., директор школы

 

2

Корректировка и применение критериев и показателей оценки инновационной деятельности

сентябрь 2018 –апрель 2019

Якушик О.А., директор школы

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

3

Выявление и учет запросов, потребностей образовательной практики (сбор и анализ информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования республики)

май 2018

Бондаренко Т.Г.,

зам. директора по учебной работе

Пупа С.В.

4

Диагностика по выявлению проблем в индивидуальной профессиональной деятельности участников проекта

сентябрь

Педагог-психолог

5

Мониторинг удовлетворенности субъектов инновационного проекта процессом его реализации

сентябрь, март

Педагог-психолог

6

Оценка деятельности центра (в том числе проводимых центром мероприятий) участниками сетевого взаимодействия

в течение года

Педагог-психолог

7

Организация консультирования по разработке и реализации модели сетевого взаимодействия центра

в течение года

Якушик О.А., директор школы

8

Заседание методического совета школы по вопросам организации работы и анализа деятельности центра

сентябрьмарт

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

9

Систематическая учеба и самообразование участников инновационного проекта по теме инновационной деятельности, рефлексивные и коррекционно-инструктивные совещания

в течение года

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

10

Организация консультирования по разработке и реализации программ повышения квалификации

в течение года

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

11

Проведение мероприятий центра с учетом инновационного ресурса и направлений деятельности центра

в течение года

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

12

Корректировка банка данных эффективных образцов инновационных педагогических практик по вопросам инклюзивного образования

сентябрь-апрель

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе,

участники инновационной группы

13

Участие в открытом образовательном форуме «Республиканские инновационные центры: от идеи – к результату»

март

2019

Якушик О.А., директор школы

14

Оценка эффективности деятельности центра в соответствии с критериями и показателями

апрель 2019

Якушик О.А., директор школы

16

Заседание педагогического совета по вопросу «Итоги деятельности педагогического коллектива по реализации программы инновационной деятельности»

Апрель-май

Якушик О.А., директор школы

 

III. Организация и содержание инновационной деятельности

 

 

 

Мероприятия по развитию республиканской инновационной сети

1

Организация сбора и анализа информации о наличии инновационных образовательных ресурсов в республике по направлению деятельности центра

август -сентябрь

Якушик О.А., директор школы

Бондаренко Т.Г., Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

2

Поиск эффективных форм и методов непрерывного образования, взаимообогащения за счет ресурсов сетевых партнеров

октябрь - март

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе, участники инновационной группы

4

Участие в фестивале педагогических инновационных идей Ассоциации инновационных учреждений образования

февраль

Якушик О.А., директор школы

5

Виртуальная выставка учебно-методических материалов «Обеспечение качества образования на основе ресурсного подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР»

март

Пупа С.В., участники инновационной группы

 

Мероприятия   по трансляции инновационного опыта

1

Презентация работы учреждения образования в рамках республиканского семинара-совещания «Приёмы и формы сетевого методического взаимодействия в едином информационном пространстве»

август

Якушик О.А., директор школы

Пупа С.В., учитель-дефектолог

2

Семинар – практикум «Формирование учебного поведения у учащихся с РАС (расстройства аутистического спектра)»

февраль

Бондаренко Т.Г., Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

 

Мероприятия по разработке, организации и проведению ПК педагогов на базе РИЦ (АПО, ИРО, др. учреждений образования)

1

Организация   сбора и анализа информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования республики

октябрь

Втюрина С.С.,

Бондаренко Т.Г., зам. директора по учебной работе

2

Семинар-практикум

«Использование легоконстуирования в работе с детьми с ОПФР»

декабрь, 2018

Втюрина С.С.,

Бондаренко Т.Г.,зам. директора по учебной работе

3

Мастер-класс

«Оптимизация двигательной активности, развитие и совершенствование физических возможностей учащихся с нарушениями функций ОДА в условиях учреждения образования»

март, 2018

Втюрина С.С.,

Куделка И.Л., учитель адаптивной физической культуры

 

Организация и проведение сетевых мероприятий для педагогов и обучающихся

1

Сетевое методическое взаимодействие педагогов в рамках инновационного ресурса и направлений деятельности центра

в течение года

 

2

Семинар «Формирование учебного поведения у учащихся с РАС (расстройства аутистического спектра)»

февраль

Бондаренко Т.Г., Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

 

IV. Методическое и информационное обеспечение

 

 

1

Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями оценки деятельности центра

апрель

педагог-психолог

2

Ведение банка методических материалов для педагогов по        организации инновационной деятельности

В течение года

Втюрина С.С.,

Бондаренко Т.Г., зам. директора по учебной работе

3

Сопровождение сайта Республиканского инновационного центра и обеспечение его эффективного функционирования

В течение года

Втюрина С.С.,

зам. директора по учебной работе

Гапцарь А.Н., учитель информатики

4

Обучающий семинар для учителей, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания на 2 ступени общего среднего образования «Использование дифференцированного подхода на учебных занятиях для повышения качества образования в классах интегрированного обучения и воспитания»

декабрь

Бондаренко Т.Г.,

Втюрина С.С. зам. директора по учебной работе

5

Круглый стол «Педагогические инновации в инклюзивном образовании»

ноябрь

Втюрина С.С.,

Бондаренко Т.Г.,зам. директора по учебной работе

6

Семинар для учителей начальных классов «Повышение качества коррекционной работы с учащимися на основе использования диагностических данных об уровне сформированности учебной деятельности учащихся на 1 ступени образования»

январь

 

Втюрина С.С.,

зам. директора по учебной работе,

Пупа С.В., учитель-дефектолог

7

Фестиваль инновационных образовательных практик интегрированного обучения и воспитания в рамках Ежегодной школьной педагогической конференции

Апрель-май

Бондаренко Т.Г.,

Втюрина С.С. зам. директора по учебной работе

8

Разработка методических материалов (рекомендаций) по внедрению инновационной модели в образовательную практику

февраль-апрель

участники инновационной группы

9

Обеспечение поддержки сетевого взаимодействия по реализации программ повышения квалификации педагогических работников

В течение года

участники инновационной группы

 

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

 

 

1

Использование диагностического инструментария и разработка дидактических материалов для проведения мониторинга, анализа и оценки полученных результатов

В течение года

педагог-психолог

2

Консультации педагогам по коррекции деятельности учащихся и учителей

В течение года

Бондаренко Т.Г.,

зам. директора по

учебной работе,

педагог-психолог

3

Постоянно действующий семинар психолого-педагогические основы дифференцированного обучения

В течение года

педагог-психолог

4

Индивидуально-групповые консультации «Возможности арт-терапии в формировании психологически комфортной среды в учреждении образования»

1 раз в четверть

педагог-психолог

 

  1. Самоконтроль

 

 

 

Мониторинг по отслеживанию хода выполнения проекта, проведение коррекции, необходимых изменений

В течение года

Втюрина С.С.,

Бондаренко Т.Г.,

зам. директора по учебной работе

 

  1. Самоконтроль

 

 

Мониторинг по отслеживанию хода выполнения проекта, проведение коррекции, необходимых изменений

в течение года

 

2

Подготовка  материалов (отчетов) о ходе реализации инновационного проекта

март 2019

 

3

Оценка качества отчетных материалов

апрель 2019

 

 

VII. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство

 

 

Развитие сети инновационных учреждений образования республики по направлению деятельности центра

в течение года

Якушик О.А., директор школы

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

2

Составление совместных планов работы с учреждениями дополнительного образования, сетевыми партнерами

май -август 2018

Якушик О.А., директор школы

3

Сотрудничество с учреждениями общего среднего образования с классами интегрированного обучения и воспитания Московского района, г.Минска и республики, ЦКРОиР Московского района г.Минска, Институтом инклюзивного образования

в течение года

Якушик О.А., директор школы

 

4

Обмен опытом в рамках реализации проекта

в течение года

Якушик О.А., директор школы

Втюрина С.С., зам. директора по учебной работе

 

Заместитель директора по учебной работе                           С.С.Втюрина

Информация об итогах деятельности

Республиканских инновационных центров за 2015-2017 годы

в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента

единого образовательного пространства»

 

Инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» реализуется с сентября 2015 года в условиях активного взаимодействия Академии последипломного образования с Министерством образования Республики Беларусь. Участниками инновационного проекта стали 23 учреждения общего среднего образования разных типов, представляющие все регионы республики.

Целью инновационного проекта является реализация направлений и стратегий развития системы непрерывного профессионального образования педагогических работников посредством внедрения модели деятельности Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства, а главным предназначением Республиканского инновационного центра – совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками регионального партнерства: использование организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в региональном образовании в рамках реализации Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» с целью развития системы непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Деятельность участников инновационного проекта в течение двух лет была направлена на создание организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в системе образования и их интеграцию в систему непрерывного повышения квалификации педагогического сообщества.

В сентябре-декабре 2015 года каждое учреждение образование, получившее в связи с вступлением в инновационную деятельность проектный статус Республиканского инновационного центра, сформировало локальную нормативную базу, регламентирующую деятельность учреждения образования как РИЦ в зависимости от опыта учреждения образования в организации инновационной деятельности. Совместно с консультантами участниками проекта разработаны проекты Положения о республиканском инновационном центре, Положения о сетевом взаимодействии. Каждым учреждением при поддержке центра развития дополнительного образования взрослых и отдела социологии образования и повышения квалификации Академии последипломного образования проведено социологическое исследование с целью создания системы сбора и анализа информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования региона, результатом которого стало создание сети РИЦ учреждения образования и формирование собственной модели деятельности центра на основе предложенной проектом.

С февраля 2016 года Республиканские инновационные центры вступили в активный поиск эффективных механизмов представления, трансляции и популяризации инновационных педагогических практик. С этой целью проведено 19 республиканских мероприятий:

  • 4 обучающих семинара на базе академии:

семинары-практикумы «Результативность деятельности Республиканского инновационного центра» (22.09.2015),

«Сетевое взаимодействие в деятельности Республиканского инновационного центра» (27.10.2016),

два занятия постоянно действующего семинара-практикума «Реализация основных направлений деятельности республиканского инновационного центра» (16.02.2016; 15.09.2016);

•     круглый стол «Новые тенденции развития методической сети

в современных условиях» (14.12.2016) с участием заместителя Министра образования Сидоренко Раисы Станиславовны, сотрудников академии последипломного образования, членов ассоциации учителей-методистов «Імкненне»;

•       расширенное заседание Ассоциации руководителей

учреждений образования (с участием Ассоциации учителей-методистов «Імкненне», руководителей учреждений образования, являющихся участниками инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства») «Формирование гражданской компетентности учащихся средствами учебных предметов» (22.04.2016) с участием заместителя Премьер-Министра Республики Беларусь Кочановой Натальи Ивановны, заместителя Министра образования Сидоренко Раисы Станиславовны;

  • 12 тематических семинаров по представлению инновационного опыта Республиканскими инновационными центрами в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2016 и 2017 годы – на базе средней школы № 25 г. Минска (16.02.2016); Дошкольного центра развития ребенка № 2 г. Витебска (10.03.2016), гимназии № 22 г. Минска (24.03.2016), Могилевской городской гимназии (27.04.2016); Чепуковской детский сад – средней школы (06.10.2016); гимназии № 2 г. Орши (13.10.2016); Путришковской средней школы (25.10.2016); Лукской средней школы Жлобинского района (03.11.2016), средней школы № 1 г. Жабинки (17.11.2016), специального ясли-сада г.Слонима (29.11.2016); Ходосовской средней школы (20.01.2017); средней школы № 1               г.Дрогичина (03.03.2017).

Научно-практическая конференция «Инновационный центр: идеи, проблемы, пути развития» (12-23 мая 2016), которая подводила итоги первого года деятельности РИЦ, показала эффективность сконструированных моделей сетевого взаимодействия Республиканских инновационных центров с другими компонентами единого образовательного пространства и механизмов представления, трансляции Республиканскими инновационными центрами инновационных педагогических и управленческих практик.

В научно-практической конференции приняли участие 179 руководителей, заместителей руководителей и педагогов (в пленарном заседании – 74). Участниками конференции предложены и обсуждены на секционных заседаниях с использованием форума http://forum.academy.edu.by статьи по следующим актуальным вопросам:

проектно-исследовательская деятельность Республиканских инновационных центров по созданию и распространению инновационного продукта как ведущая технология управления современными инновационными системами;

деятельность Республиканских инновационных центров по представлению, трансляции и популяризации эффективных инновационных педагогических практик;

основные направления и контуры сетевого взаимодействия в деятельности Республиканских инновационных центров;

формы сетевого методического взаимодействия в едином образовательном пространстве;

сетевое партнерство как эффективная модель организации непрерывного образования педагогов;

создание и использование организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в системе образования и их интеграция в систему непрерывного повышения квалификации педагогов;

эффективность использования ресурсов Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства;

Республиканский инновационный центр как обучающая организация.

В 2017 году деятельность РИЦ была направлена на развитие системы сетевого методического взаимодействия в образовательном пространстве региона и республики и включение РИЦ в систему повышения квалификации педагогических работников региона.

Все участники инновационной деятельности прошли обучение на базе учебного центра NEXTLEVELООО «ПринтЛюкс», на двухуровневом семинаре-практикуме «Организация сетевого взаимодействия участников инновационной деятельности с помощью сервисов Google» (31.01.2017 – 02.02.2017; 05.04.2017 – 07.04.2017), организованном центром дополнительного образования взрослых АПО. В результате значительно повышен уровень информационной среды учреждений образования по представлению содержания инновационной деятельности, активизировано методическое взаимодействие участников проекта с консультантами и другими сетевыми партнерами.

С января 2017 года Республиканскими инновационными центрами апробировались различные способы обучения педагогических работников. Анализ мероприятий, информации сайтов учреждений образования позволяет сделать вывод об эффективности данного направления деятельности РИЦ: двадцатью РИЦ проведено 45 мероприятий (от районного до международного уровней) с использованием 8 различных форм представления опыта и обучения педагогических работников (Приложение).

Опыт лучших инновационных площадок проекта был представлен на Международной научно-практической конференции «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной среды», в работе которой приняли участие 15 учреждений образования (65%), 22 педагогических работника (из них 20 (91%) – руководители и заместители руководителей учреждений образования), являющихся участниками инновационного проекта. Самыми активными участниками выступили инновационные центры средней школы № 2 г. Осиповичи (3 статьи), гимназии № 1имени Ф. Скорины г. Минска, гимназии № 10 г. Минска.

Республиканскими инновационными центрами представлено 18 тезисов статей для участия во всех секциях международной научно-практической конференции, что свидетельствует о том, что Республиканские инновационные центры соответствуют своему назначению, представляя инновационные педагогические практики по всем приоритетным направлениям развития системы образования Республики Беларусь. Наибольшее количество участников (9 (50%)) приняло участие в секции «Управление инновационным развитием и качеством образования»; 4 учреждения представили опыт в секции «Реализация компетентностного подхода в деятельности руководителя», 3 – в секции «Научно-методическое сопровождение профессионального роста руководителя», 2 – в секции «Механизмы управления развитием образовательной среды для обеспечения равных возможностей обучающихся». Калиновская В.В., директор государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа», и Герасимчик О.А., заведующий государственным учреждением образования «Специальный ясли-сад г. Слонима», приняли активное участие в панельной дискуссии «Компетентность руководителя в образовании: потенциал, развитие, влияние», явившейся заключительной частью пленарного заседания. Бушная Н.В., директор государственного учреждения образования «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г. Минска», провела для участников конференции профессиональную мастерскую «Реализация инновационных подходов в управлении современным учреждением образования.

Следует отметить высокий содержательный уровень тезисов, представленных Дудко Виталием Николаевичем, директором государственного учреждения образования «Поплавский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Березинского района Минской области (Инновационный центр как ресурс повышения квалификации педагогов в условиях модернизации системы образования Республики Беларусь); Сакович Еленой Викторовной, заместителем директора государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Орши» (Обновление содержания и форм работы с педагогическими кадрами в межкурсовой период);     Заливко Натальей Казимировной, заместителем директора государственного учреждения образования «Путришковская средняя школа» Гродненского района (Подготовка и развитие кадровых ресурсов инновационного образования), в которых не только представлен опыт учреждений образования, но и проанализированы качественные изменения, произошедшие в педагогических коллективах в ходе деятельности РИЦ, намечены перспективы развития учреждений образования, осмыслены перспективы использования РИЦ в системе повышения квалификации педагогических кадров республики как центров, предлагающих обучение с учетом индивидуальных запросов педагога, обеспечивающих практико-ориентированное обучение, реализацию индивидуального подхода, т.е. новообразования в системе повышения квалификации, соответствующие требованиям времени.

Роль республиканских инновационных центров как «значимых компонентов методической вертикали» отмечает в статье «Перспективы развития методической вертикали» Г.И. Николаенко: «Республиканские инновационные центры способны распространять уже оправдавший себя в собственной инновационной деятельности эффективный опыт, направлять процесс его внедрения, практико-ориентированно обучать педагогические кадры, демонстрируя эффективные способы обучения педагогического коллектива».

Таким образом, реализация модели Республиканского инновационного центра позволила:

апробировать механизмы и структуру сетевого методического взаимодействия для полноценной трансляции эффективной педагогической практики;

отработать механизмы представления, трансляции, популяризации образцов инновационных практик;

использовать проектно-исследовательскую, инновационную деятельность педагогов по созданию и распространению инновационного образовательного продукта как ведущую технологию управления современными инновационными педагогическими системами, тем самым рассматривая Республиканский инновационный центр как обучающую организацию;

реализовать андрогогические принципы обучения и повышения квалификации педагогических работников через актуализацию инновационного потенциала учреждений образования.

Успешной реализации проекта способствуют такие факторы, как: достаточная мотивация педагогических коллективов;

возросшие потребности учителей в обновлении повседневной практики педагогического взаимодействия;

формирование развивающейся многоуровневой инновационной сети, эффективность которой обеспечивается организацией и осуществлением деятельности по пропаганде и распространению инновационного педагогического опыта;

развитие сетевых форм взаимодействия с образовательными учреждениями и другими структурами, в том числе социальными партнерами региона, по всем направлениям деятельности центра;

изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;

обобщение передового педагогического опыта и его тиражирование посредством разработки методических и учебных пособий и материалов, оказания консультационных, маркетинговых и аналитических услуг;

участие в разработке программ повышения квалификации и их реализации.

Итоги деятельности Республиканских инновационных центров показывают, что для полной реализации предложенной в проекте инновационной идеи требуется решение следующих задач:

  1. Отрегулировать разработанное в ходе реализации проекта нормативное правовое обеспечение деятельности Республиканского инновационного центра на республиканском уровне.
  2. Отработать механизмы сетевого взаимодействия Республиканских инновационных центров с учреждениями дополнительного образования взрослых и организациями, решающими задачи дополнительного образования педагогов (Р(Г)УМК), для создания республиканского банка данных эффективных инновационных практик в целях их распространения на уровне республики путем организации методического сопровождения опережающего профессионального образования педагогов.
  3. Апробировать механизмы использования инновационного потенциала учреждений образования, являющихся Республиканскими инновационными центрами, для осуществления экспертизы инновационных идей на уровне республики с целью их оптимального отбора и эффективного продвижения в массовую образовательную практику.

В связи с вышеизложенным работа над реализацией проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» продлена на два года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Организация повышения квалификации Республиканскими инновационными центрами

Форма

Учреждение

Кол-во

Примечание

Интерактивная лекция

Гимназия № 10 г. Минска

1

 

Мастер-класс

Могилевская городская гимназия № 1

6

 

Гимназия № 1 имени Ф.Скорины г. Минска

1

 

Средняя школа № 25         г. Минска

1

 

ПК (обучающие курсы)

Поплавский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа" Березинского района

3

Для педагогов Борисовского, Логойского, Березинского районов;

7 тем ПК

 

Семинар-

практикум

районный

Специальный ясли-сад г.Слонима

1

 

Гимназия г.п.Корма

1

 

Лукская средняя школа Жлобинского района

2

 

Гимназия № 21 г. Минска

2

 

Гимназия № 22 г. Минска

4

 

Средняя школа № 25                      г. Минска

1

 

областной

(г.Минск)

Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Гродно

2

Совместно с ГУО «Гродненский областной институт развития образования»

Путришковская средняя школа

2

1 – на базе Гродненского областного института развития образования

Дошкольный центр развития ребенка № 2

г. Витебска

1

 

Средняя школа №1            г. Жабинки

1

 

Чепуковская детский сад - средняя школа Миорского района

1

Семинар-презентация работы РИЦ для руководителей УО Шарковщинского района

Гимназия № 21 г. Минска

3

 

республиканский

Специальный ясли-сад г.Слонима

1

На базе Барановичского государственного университета

Путришковская средняя школа

1

выставка и работа интерактивной площадки

Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Гродно

1

 

Средняя школа №1            г. Жабинки

1

 

международный

Средняя школа № 25                      г. Минска

1

 

Специальный ясли-сад г.Слонима

1

На базе Барановичского государственного университета

Дистанционные формы

Специальный ясли-сад г.Слонима

 

2 темы семинаров-практикумов

Гимназия № 10 г. Минска

 

2 темы семинаров-практикумов

Коссовская средняя школа

 

1 тема семинара-практикума

Гимназия № 10 г. Орши

 

3 темы семинаров-практикумов

Чепуковская детский сад - средняя школа Миорского района

проект (для учащихся 1-11 классов)

В проекте приняли участие гимназия № 2 г. Орши, гимназия № 22 г. Минска, СШ № 25 г. Минска, школы Миорского района

конференция

НПК с международным участием «Филологическая наука в школе: состояние и перспективы развития»

Гимназия № 22 г. Минска

1

На базе учреждения образования. совместно с МГИРО

 

В 2018 году – II Междунаролная

Интернет-конференция с международным участием "Образование. Инновации и технологии"

Лукская средняя школа Жлобинского района

1

На базе Гомельского областного института развития образования

Открытая областная конференция учащихся

Гимназия г.п.Корма

1

 

"Сетевое взаимодействие как условие инновационного развития образовательного учреждения"

Дошкольный центр развития ребенка № 2

г. Витебска

1

 

Международная НПК «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной среды»

15 учреждений образования

1

На базе Академии последипломного образования

Тематический сайт РИЦ

Коссовская средняя школа

 

 

Лукская средняя школа Жлобинского района

 

 

Ходосовская средняя школа Мстиславского района

 

 

итого

8 форм

20 учреждений

45 мероприятий

 

 

 

  • Инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» «Обеспечение качества образования на основе ресурсного подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР » (формат файла. - размер ) скачать / посмотреть

Меню раздела

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Факс: 296-85-80
E-mail: sch25@minsk.edu.by