Государственное учреждение образования

Средняя школа №25 г. Минска

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Тел./факс: 373-85-80
E-mail:
Карта проезда

Творческие идеи для малыша

 

 

Лесное кружево

 

В лес обычно ходят за ягодами и грибами. А мы с вами отправимся туда за... паутиной. Но найти надо лишь ту, которую покинул хозяин. Хотя и осужден он в "Мухе-Цокотухе", давайте-ка не будем вмешиваться в жизнь лесных обитателей. Пусть себе заманивают в сети кого хотят... А брошенную паутину в лесу всегда найти можно.

Заранее запасёмся ножницами и куском картона, на который наклеена черная бархатная бумага. Отыскав паутину, осторожно подведем под нее картонку так, чтобы паутина аккуратно налипла на бархат, и обрежем тонкие нити паучьих сетей.

 

Смотрите, какое удивительное панно получилось! Его можно дополнительно украсить берёзовыми сережками или другой лесной мелочью. Только не переборщите с украшениями. Паучьи кружева - работа нежная, лишние или крупные элементы могут ее только испортить. Для рамки возьмем прямые веточки березы. Они, конечно, не белые, а серо-коричневые. Это не беда. Можно снять со ствола тоненькие плёночки бересты и аккуратно клеем ПВА обклеить наши ветки. После чего тем же клеем приклеить рамку к панно.

Осталось только скотчем сделать сзади петельку - и вешай на стену.

 

Рисунки-невидимки

 

Приготовьте белую бумагу и кисточку, налейте в блюдце молока. Попросите малыша нарисовать что-нибудь, используя вместо красок молоко. Когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как же теперь узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать ее над включенной настольной лампой. Теперь можно организовать обмен секретными рисунками со всеми членами семьи. Получившему тайное послание всегда интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги.

 

Воскография

 

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом, и пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате у него получится картинка, очень похожая на гравюру.

 

Трафарет

 

Предложите малышу придумать собственный герб. Когда эскиз будет готов, перенесите изображение на тонкий картон и вырежьте. У вас получится трафарет на листе картона. Трафарет должен быть не очень большим - примерно 10 х 10 см. Покажите ребенку, как работать с ним. Можно обвести его контуры карандашом или фломастером, поместив трафарет на бумаге, а также закрасить краской, используя тампон из поролона или материи. Теперь ребенок может сделать сколько угодно одинаковых картинок. Посоветуйте ему использовать трафарет для экслибрисов детских книжек.

 

Картинка в крапинку

 

На листе белой или цветной бумаги расположите один или несколько листьев клена, дуба, липы. Разведите краски нескольких цветов в разных емкостях. Возьмите зубную щетку, окуните ее в краску и проведите пальцем по щетине так, чтобы мелкие брызги полетели на бумагу. Это занятие, несомненно, заинтересует малыша.

Перед тем, как окунуть щетку в новый цвет, промойте ее водой. Когда весь лист покроется крапинками, дайте краскам высохнуть и снимите листья. Такая картинка вполне может украсить комнату.

 

Дырокол вместо кисти

 

Оказывается, и с помощью дырокола можно сделать интересную картинку. Дайте малышу дырокол и лист белой бумаги. Пусть он наделает в бумаге отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно сделать симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью цветных карандашей можно завершить картинку.

 

Пестрая мозаика

 

Соберите побольше мелких предметов: монет, пуговиц, фишек от домино и т.п. Приготовьте белую и цветную бумагу, лист картона, ножницы и клей. Сначала малыш должен придумать, что хочет изобразить, и сделать на картоне подходящий фон. Помогите ему в этом. Например, внизу наклейте белую бумагу - снег, а сверху голубую - небо. Теперь можно приступить к композиции. Вот бежит доминошная дорожка, а в небе светит солнце - медная монета с лучами из желтого бисера. Идет человек, сделанный из пуговиц, и строится дом из спичек. После первых опытов можно заполнять мозаикой всю картину, не оставляя фона. Пусть малыш придумывает новые композиции и использует новые материалы.

 

Парафиновый карандаш

 

Приготовьте парафиновую свечку, акварель, бумагу и кисточку. Заточите свечку как карандаш. Пусть малыш нарисует парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Дайте ребенку закрасить краской весь лист. Посоветуйте ему использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил первоначальный рисунок. Почему? Объясните малышу.

 

Картофельные штампики

 

Разрежьте картофелину пополам. На срезе вырежьте какую-нибудь геометрическую фигуру - круг, квадрат, треугольник - или даже человечка. Может, малыш придумает еще что-нибудь интересное. В неглубоких ванночках разведите краски разных цветов. Приготовьте бумагу. А теперь покажите своему чаду, как делать отпечатки на бумаге, окуная штампик в краску и прикладывая его к бумаге. Пусть малыш даст волю фантазии. Может, у него получится орнамент, может, бытовая сценка, а возможно, и картинка кубиста.

Чтобы помочь детям, Вы должны это знать:

 

Родители!

Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

 

Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.

 

Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.

 

Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.

 

Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.

 

Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

 

Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на нежелательный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.

 

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Ваш малыш стал школьником!

 

Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искрен­не надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете в пути.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно толь­ко в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близ­кие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состоять­ся в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его лю­бовью к вам!

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до нена­висти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забы­вайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9                      

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть по­пробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность сво­ему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серь­езными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть со­стоявшихся, умных и благодарных детей!

Мы желаем вам успехов!

Рекомендацииродителямгиперактивныхдетей

 

 

  1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  2. Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  3. Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не говори так»; «На столе не сидят» - вместо «Нельзя сидеть на столе»…)
  4. Поручите ему какие-то дела по дому, которые необходимо выполнять регулярно (помогать маме убрать со стола, подметать вечером пол на кухне…).
  5. Можно ввести знаковую систему вознаграждения – каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостью или чем-нибудь другим.
  6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  7. Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного)- что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  8. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья, в отношении других не будьте слишком придирчивы.
  9. Вызывающее поведение зачастую – способ привлечь к себе внимание. Проводите с ним больше времени: играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности.
  10. Выслушивайте то, что хочет сказать Вам ребёнок.
  11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Поощряйте ребёнка за его соблюдение.
  12. Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои (лучше голубых тонов), минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате.
  13. Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у компьютера и телевизора. Избегайте по возможности больших скоплений народа.
  14. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля.
  15. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию (прогулки, бег, спортивные игры). Но не переутомляйте ребёнка. Хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
  16. Воспитывайте у ребёнка интерес к каким-нибудь занятиям. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать его занятиями в различных кружках, особенно таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. И не заставляйте заниматься ребёнка тем, что ему не нравится.
  17. Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.
  18. Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
  19. Помните! Спокойствие – лучший пример для ребёнка!

 

Как обучить мотивации вашего ребенка.

 

Есть три большие области, связанные с интеллектуальной стороной лич­ности. Первая — чтение и литература. Чтение связано с теми областями приме­нения человеческих способностей, которые школа обычно опускает из виду: оно — базис информации. Вторая   общее знание, те факты, которые и состав­ляют человеческое знание. Без фактов может быть знания. Третья — это мате­матика, базис всех наук. Здесь изложены общие правила по преподаванию всех этих трех областей. Здесь рассказано, как благоприятно настроить к обучению и ребенка, и себя. Чем внимательнее вы вчитаетесь в содержание; тем ближе бу­дет успех. Мы все — настолько продукт своего образования, полученного в юности, что временами в процессе обучения ребенка недальновидно допускаем те же ошибки, от которых когда-то страдали сами. Школьная система принижа­ет ребенка, создает все условия не для успеха, а для поражения. Зачастую всю жизнь помнятся жирные красные двойки в наших тетрадях. А правильные отве­ты порою вообще остаются без внимания учителя. Контрольные, кажется, про­водят просто с целью обнаружить нашу растерянность, а не с целью проверки знаний. Чтобы достичь успехов в обучении, начните с маленьких детей — у них еще, так сказать, «безупречная репутация».

 

Вот несколько правил для достижения успеха:

     1. Учите его, потому что это — честь и удовольствие для вас.Приучи­те себя к мнению, что обучение — самое главное в вашей с ребенком жизни. Отключите телефон, повесьте на дверь табличку с просьбой не беспокоить. Вы достигнете таких успехов, что вам станут завидовать. Не считайте, что вы делаете это лишь для ребенка, — это дело престижа для вас самих. Если вам не нравится это дело — не начинайте его. Вам не избавиться от ощущения, что это обязанность: тогда у вас ничего не получится. Пока вы не пересмот­рите свою позицию — успеха не будет.

2.   Говорите ясно, громко и с энтузиазмом. Самое главное — уверенность и энтузиазм. Показывайте ребенку, что учение — это удовольствие. Говорите яс­ным, громким и красивым голосом. Если у вас глухой и монотонный голос — поменяйте манеру говорить: ребенок воспримет от вас энтузиазм, как губка впитывает воду.

         3.   Делайте все непринужденно и радостно. Это — интереснейшая и по­лезнейшая из игр. К тому же помните: вы ничего не потеряете и многое обрете­те. Отчего так важна непринужденность? Дело в том, что напряженность — это результат плохой самоорганизации и усталости. А также показатель того, что вы сами не понимаете, что вы делаете и зачем. В этом отношении хорошо за­няться самодисциплиной: для блага ребенка вы должны осознать, хорошо ли вы себя ощущаете в своей жизни, уверенно ли держитесь   и что сделать, чтобы исправить положение.

     4. Доверяйте своему ребенку, показывайте это отношением. Всегда     пом­ните: ваш ребенок доверяет вам часто полностью и беззаветно. Окажите ему ответное доверие. Он желает все знать: помогите ему в этом своим отношением. Ваши манеры и действия должны отражать согласие с ним. Если вы не можете избавиться от неверия в способности ребенка, вам не стоит приступать к этой программе.

5. Постоянно давайте ему новую информацию. Возможно, это единствен­ный надежный источник успеха. Новая информация — основа любой про­граммы. Но если ее не дозировать разумно, информация поглотит вас. Вам с ре­бенком никогда не будет хватать времени. Мир вашего ребенка будет подвер­гаться ежедневной информационной экспансии. Однако без притока информа­ции не будет успеха.

6. Когда информация переработана, устраните ее. Если по семейным об­стоятельствам вы не можете дать ребенку новую информацию, не нужно про­должать «держаться» на старой. Отложите ее, пока время не позволит вам дать новую и только новую информацию и тогда начните вновь.

7. Учите его целенаправленно и организованно. Успех будет связан с ва­шей способностью к самоорганизации. Высокоорганизованный человек четко знает, чего он хочет, и идет к своей цели. У такого человека всегда есть запас новой информации «под рукой». Жаль, но у многих прекрасных матерей ничего не выходит лишь из-за неспособности самоорганизоваться. Это трагедия, по­скольку, если бы они нашли в себе силы взяться за организацию своей жизни, из них вышли бы прекрасные учителя.

8. Делайте пособия большими и ясными. Если пособия плохого качества, плохо видны изображения - процесс обучения тормозится. Это сводит на нет удовольствие от обучения. Пособия должны проходить определенную эволю­цию, отражающую возрастание способности ребенка читать и видеть.

9. Ликвидируйте отвлекающие моменты. На время обучения следует вы­ключить все магнитофоны, телевизоры и радиоприемники. Освободите также помещение от визуального хаоса. Иногда путают стимул с хаосом. Стимулы хо­роши для ребенка - хаос нет.

10. Обучайте только жизнерадостного и здорового ребенка. Кому, как не вам, лучше знать своего ребенка. Вы знаете, в какое время суток он капризен, раздражен. Выбирайте для обучения только лучшие моменты. Не пытайтесь преодолеть с помощью учебы моменты боли. усталости. Это заблуждение, что больного ребенка можно учить так же, как и здорового.

11. Показывайте пособие очень быстро. Скорость обучения и радость обучения взаимосвязаны. Доказано неопровержимо, что чем скорее вы будете обу­чать, тем больше информации будет способен поглотить ваш малыш. Все, что замедляет процесс, снимает радость обучения. Родителям следует попрактико­ваться в скорости обучения друг на друге, прежде чем начать обучение с ребен­ком. Это обеспечит хорошую скорость на старте.

12. Всегда умейте остановиться. Только вы сможете проконтролировать количество материала и продолжительность урока. Давайте ребенку чуть мень­ше информации, чем он способен поглотить за урок. Он всегда будет хотеть больше. Если ваш ребенок требует больше, то это признак вашего успеха. Но не нужно поддаваться на эти требования (по крайней мере, немедленно). Пообе­щайте продолжить через 5 мин. Не позволяйте ребенку вмешиваться в динами­ку программы. Он талантливый ученик — вы должны быть талантливым учите­лем, который несет ответственность за качество урока.

13. Верьте ему: он это знает. Если вы правильно подошли к программе, то вам необходимо верить в то, что ребенок усвоил все, что вы ему дали. А какое удовольствие для самого ребенка видеть, что вы понимаете, что он знает и уме­ет!

14. Всегда будьте на стороне ребенка. Не забывайте: целый мир еще не ве­рит в его силы. Вы одна — на его стороне. Делайте на него ставку — и вы ста­нете победителем.

15. Сделайте каждый день неповторимым и удивительным. С каждым днем все больше информации обрушивается на маленького человека. Весь день и каждый день. Его способности буквально растягивают время. И как раз тогда, когда ребенок привык к вашей какой-либо манере вести урок, необходимо вне­сти нечто свежее. Взрослые любят свои привычки, детям же нужны перемены.

16. Преподносите знания как подарок. Знание не ценно — оно бесценно.

Одна мать спросила: «Следует ли мне целовать ребенка каждый раз, когда он научился чему-либо?». Я ответил: «Целуйте его сколько угодно. Но вы уже вознаградили его, научив чему-то». У вас есть еще один чудесный спо­соб проявить свою любовь к малышу, и эта любовь будет основана на глубоком уважении к нему. Каждый раз когда вы приступаете к обучению, у ребенка по­является такое ощущение, будто ею одарили или поцеловали. Обучение должно стать частью жизни. Оно начинается с пробуждения, а заканчивается тогда, ко­гда вы ложитесь спать. Если ребенок в хорошем состоянии и настроении, вы проводите урок. Если нет, то откладываете свои пособия до лучших времен.

17. Всегда говорите ему правду. У ребенка нет сомнений в правоте роди­телей. Никогда не давайте ему повода для пересмотра этого мнения. Не позво­ляйте никому другому вводить его в заблуждение.

18. Всегда держите свои обещания Но если вы нарушили свое слово ребе­нок не перестанет вас любить, но уважать уже не будет. Не лишайте его радости уважения.

19. Подумайте — и дайте правильный ответ. Время от времени ваш ребе­нок - будет приходить к неверному заключению. Когда это случается, мягко по­правьте его — без раздражения. Если он не знает правильного ответа, подождите: он будет рад узнать но­вую информацию.

20. Не проверяйте его. Если ребенок сам любит проверочные игры - вы можете устроить проверку, но с осторожностью. Бывает, что ребенок начинает давать неверных ответы, причем в вопросах, в которых он преуспевал ранее. Усомнитесь: не «дурит» ли он вас Обычно это случается, когда ребенку надое­дает одно и то же. Мудрая мать в таком случае или прекратит обучение, или скажет шутливо: «Оставь себе все свои неправильные ответы, а я скажу те­бе правильные!» И вы вновь союзники, а не противники. Опасайтесь тестов! Дети могут обидеться на ваше недоверие   и попросту уйти в другую комнату. А это плохой знак.

21. Когда он спрашивает, отвечайте честно и аргументировано. Вполне возможно, что ваш ребенок уверен, будто у вас есть все ответы. Он станет рас­сматривать вас как источник информации. И он в этом вполне прав. Когда ребе­нок задает вам один за другим обычно очень трудные вопросы, будьте внима­тельны: если вы знаете правильный ответ - отвечайте сразу. По возможности не откладывайте. Если не знаете, то скажите об этом честно. И обязательно най­дите ответ когда выясните.

Ребенок без труда поймет, когда вы даете ему факты, а когда выражаете свое мнение. Не сомневайтесь и высказывайте свое мнение: оно ему интересно.

Всегда помните, что вы не просто учите, своего ребенка всему на свете — вы учите родителя своих внуков, как отвечать на детские вопросы. Это большая ответственность и радость. Ее ребенок недостаточно мотивирован, отчего он не борется сам; не желает де­лать упражнения. Из ее вопроса ясно, что она верит, что проблема мотивации лежит внутри нее, а не внутри ребенка.

И она уже знает большой секрет. Она знает правду.

Мир почему-то верит, что с мотивацией поведения рождаются. Наверно, так удобнее считать. Это должно многое объяснить.

Не мотивация порождает успех   и не недостаток мотивации порождает неудачу.

Потому что именно вы, мать. решаете, что есть успех ребенка.

Таким образом, мы получили формулу: неудача ведет к разочарованию — разочарование ведет к недостатку мотивации   недостаток мотивации ведет к упрямому отказу сделать еще попытку.

Чтобы этого не случилось, вы должны быть благодарны ребенку за его труд, вы должны кипеть энтузиазмом и бесконечно уважать ребенка.

И тогда мы получим формулу: успех ведет к победе — победа ведет к мо­тивации — мотивация ведет к желанию побеждать — и к новым успехам.

Любовь и похвала — вот то, чего желает каждый ребенок, желает больше всего на свете.

Много лет я поражался, откуда берутся у нас столь мотивированные дети, и родители, и чудесный персонал. Потом вдруг понял: все это — благодаря ус­пеху. Есть успех — есть энтузиасты.

Все это лишь потому, что .тети у нас делают вещи, про которые никто и не думал, что они будут им подвластны.

Все это потому, что родители ободрены успехами детей и говорят им, что они добьются новых побед.

Все это потому, что дети преуспели в невероятно трудном деле   и поя­вилась мотивация.

Все это потому, что, наблюдая за успехами детей и радостью родителей, персонал института исполнился энтузиазма.

Все это потому, что за успехами к родителям пришла мотивация. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок побежден, создайте ему для этого все условия.

Не говорите ему, в чем он промахнулся: скажите, что он многого достиг по сравнению с прошлыми результатами, и он обязательно завтра добьется большего.

Школьная система укажет ему в свое время на его недостатки. Ваша зада­ча в том, чтобы создать такой ореол успеха вокруг него и такую высокую моти­вацию, чтобы даже школьная система за 10 лет не выбила из него желания по­беждать и уверенность в победе.

Я, впрочем, не сомневаюсь, что, будучи родителями, вы все это прекрасно знаете и не раз убедились в этом на практике. Я просто счел разумным еще раз об этом напомнить

Лучше сказать ребенку, какой большой путь он уже проделал, стремясь к успеху, и он поверит, что придет к нему, чем говорить, как далеко еще до успе­ха.

Развитие воображения у детей

 

"Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!" - что имеют в виду взрослые, говоря так о ребенке?

 

На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

 

Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.

 

Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

 

У Юры спрашивают "Откуда сны приходят?" Он отвечает:

- Будешь мечтать и вспоминать, что было, и это тебе приснится.

- Где находится сон, когда ты его видишь?

- В глазах.

- Они у тебя открыты или закрыты?

- Закрыты, потому что он там сидит и все вспоминает, и там шевелится, и все как по правде.

 

Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.

 

Шестилетний Дима играет с мешочком, набитым монетами, и говорит: "Когда мы будем жить на новой квартире, я дам папе деньги, он на них купит машину. Мы заведем себе дачку. Ты, мама, будешь нам командовать: "Съездите и привезите лук, капусту". Мы и привезем".

 

Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?

 

Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. "склеивание"). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.

 

Другой прием творческого воображения - акцентирование - это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его - это гипербола - или уменьшает - это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.

 

Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях.

 

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

 

Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.

 

У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создается особый мир, в котором ребенок без труда может удовлетворять любые желания. Такие случаи требуют особого внимания, так как могут привести к аутизму, погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности и могут свидетельствовать об искажениях в психике ребенка. Большей частью, однако, это временное явление, которое бесследно исчезает.

 

Еще одну закономерность развития детского воображения хотелось бы подчеркнуть. В три-четыре года ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы быстро покидают ребенка. Но если взрослый поведет ребенка в мир фантазий, где присутствуют сказочные персонажи, то ребенок легко последует за ним. Если взрослый берет на себя роль какого-то сказочного персонажа, ребенок переживает чувство восторга и ужаса, он и рад и боится. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Вспомните, например, Мэри Поппинс. Строгая волшебница-няня тем и замечательна для своих воспитанников, что, раздвигая занавес обычной жизни, вводит их в мир невероятных фантазий.

 

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п.

 

Доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения.

 

- Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).

 

- Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

 

- Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

 

- Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

 

- Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.

 

- Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".

 

- Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

 

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

Рецепт школьной успеваемости

 

Новый учебный год, переход в другую школу, дополнительные занятия иностранным языком, музыкой и спортом - это проверка детского организма на прочность. Когда школьник переутомлен, его невозможно усадить за уроки, в дневнике появляются записи "вертелся на уроке", "витает в облаках", "может, но не хочет", "умный, но рассеянный". Возникает разброс оценок: пятерки вперемежку с тройками и двойками. Что с ребенком? Ответ прост: он переутомился, его организм, а особенно мозг устал и истощился.

 

Как ему помочь?

Для того чтобы облегчить процесс выполнения домашнего задания, постарайтесь организовать место для занятий. Оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков - каждый для своей вещи. Четкая пространственная структура помогает навести порядок и в голове.

Эффективность выполнения домашнего задания значительно возрастает, если оно выполняется с положительным настроем. Старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи ребенка! И пусть в перерыве его ждет приятный сюрприз!

Каждый час выделяйте короткие промежутки времени (10-15 минут) для отдыха, или предложите ребенку самому контролировать затраченное время на упражнения.

Для перерыва подходят - чай с лимоном и медом, банан, апельсин, орехи, цукаты; не годится - выпечка, сдоба, бутерброды. Рафинированные углеводы плохо снабжают мозг энергией, вызывают резкие скачки уровня инсулина, плохо перевариваются. Также между выполнением заданий можно предложить ребенку помочь вам в каком-то интересном деле или просто поиграть. Для перерыва не подходят: компьютер и телевизор. Дело в том, что чередование уроков с компьютером не дает мозгу отдохнуть (норма работы за компьютером для младшего школьника - до 20 минут в день).

Работа мозга улучшается, если заниматься в световой день в хорошо проветриваемом помещении; полезно обогатить воздух ароматом масла лимона, грейпфрута, кедра, которые устраняют нервозность, растерянность, дают ясность мыслей, ощущение стабильности и надежности и укрепляют самосознание.

Полностью расслабиться после занятий помогут бег на лыжах, катание на коньках, плавание.

В периоды повышенной нагрузки особое внимание нужно уделять сну ребенка. Достаточное количество часов сна в спокойной, знакомой для него обстановке восстановит силы организма и работоспособность нервных клеток.

Меню раздела

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Факс: 373-85-80
E-mail: