Государственное учреждение образования

Средняя школа №25 г. Минска

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Тел./факс: 373-85-80
E-mail:
Карта проезда

01.09.2011 №251                                            

Зарегистрировано в Национальном центре правовых актов Республики Беларусь 10 ноября 2011 г. регистрационный номер 8/24371

 

П А С Т А Н О В А                               П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

 

Об утверждении Инструкциио порядке

осуществления экспериментальнойи

инновационнойдеятельностивсфере

образованияи признании утратившими

силу некоторых постановлений

МинистерстваобразованияРеспублики Беларусь

 

 

На основании статьи 97, абзаца четвертого статьи 109 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подпункта 4.29 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления экспериментальнойи инновационнойдеятельностив сфере образования.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 февраля 2003 г. № 8 «Об утверждении Инструкции об экспериментальной и инновационнойдеятельностив учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 31, 8/9218);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. № 129«О внесении изменений и дополнений в Инструкциюоб экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13767);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 121«О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальнойи инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 159, 8/16687).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр                                                                                    С.А. Маскевич

 

 

 

                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                             Постановление

                                                              Министерства образования

                                                             Республики Беларусь

  1. 09. 2011 г. № 251

 

 

ИНСТРУКЦИЯо порядке осуществления

экспериментальной и инновационной

деятельности в сфере образования

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования взрослых (далее – учреждения образования).

2. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:

апробация – деятельность по проверке результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования;

внедрение в практику – использование в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность, социально-экономическую целесообразность;

инновационная деятельность – процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта;

экспериментальная деятельность – процесс проверки результатов фундаментальных и  прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования посредством реализации экспериментального проекта.

ГЛАВА 2
УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Участниками экспериментальной и инновационной деятельности являются:

разработчики и руководители экспериментальныхпроектов;

разработчики и консультанты инновационных проектов;

учреждения образования, осуществляющие экспериментальнуюи инновационнуюдеятельность;

обучающиеся и педагогические работники, осуществляющие экспериментальную и инновационную деятельность;

Министерство образования Республики Беларусь (далее –Министерство образования), организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования.

4. Разработчиками и руководителями экспериментальныхпроектов, разработчиками и консультантами инновационных проектовмогут бытьпедагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, имеющие, как правило, ученые степени и (или) ученые звания.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5. Экспериментальная деятельность может проводиться организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования,учреждениями образования, иными организациями иреспубликанскими органами государственного управления.

6. Экспериментальныйпроект разрабатывается и направляется на предварительное рассмотрение в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление экспериментальной деятельности.

В случае согласия участвовать в экспериментальной деятельности учреждения образования подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, управления образования администраций районов г.Минска не позднее 5 апреля.

Управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, управления образования администраций районов г.Минска принимают решение об участии заявленных учреждений образования в экспериментальной деятельности и подают заявки в управление образования областного исполнительного комитета (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета) не позднее 10 апреля.

Учреждения образования, находящиеся в подчинении областных исполнительных и распорядительных органов, Минского городского исполнительного комитета, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в управление образования областного исполнительного комитета (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета)не позднее 10 апреля.

Управления образования областных исполнительных комитетов (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета),учреждения образования, подчиненныеМинистерству образования, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности непосредственно в организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, не позднее 20 апреля.

7. Руководителиэкспериментальных проектов представляют экспериментальные проекты в организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, не позднее 20 апреля.

8. Экспериментальный проект содержит:

полное название экспериментального проекта;

данные о руководителе (руководителях): фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), место работы и должность, ученую степень и (или) ученое звание;

перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности;

основную идею экспериментального проекта, определяющую его новизну;

обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта;

формулировку гипотезы, цели и задач;

описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект;

описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.);

описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности;

кадровое и материально-техническое обеспечение проекта;

сроки проведения экспериментальной деятельности;

финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта.

9. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, проводит оценкуэкспериментальных проектови готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих экспериментальнуюдеятельность, не позднее 25 мая.

10. Порядок организации и проведенияоценки экспериментальных проектов, утверждение руководителей экспериментальных проектов, сроковэкспериментальной деятельности определяют организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования.

11. Продолжительность экспериментальной деятельности в учреждении образования может составлять от 1 года до 5 лет. В случае выявления в ходе экспериментальной деятельности обстоятельств, требующих дополнительных исследований, сроки могут продлеваться организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, но не более чем на 1 учебный год от запланированных сроков.

12. Экспериментальная деятельность завершаетсядосрочно в случаях:

выявления в ходе осуществления экспериментальной деятельности обстоятельств, доказывающих несостоятельность гипотезы;

существенных отклонений от содержания экспериментального проекта;

получения отрицательных результатов эксперимента;

нарушения в ходе осуществления экспериментальной деятельности законодательства,в том числе настоящей Инструкции.

13. Решение о досрочном прекращении или продлении сроков экспериментальной деятельности,об изменении состава ее участников принимается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования.

14. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования,может создавать условия для обсуждения участниками экспериментальной деятельности хода реализации экспериментальных проектов.

По результатам реализации экспериментального проекта руководитель учреждения образования оформляет справку по согласованию с руководителем (руководителями) экспериментального проекта.

Экспериментальные проекты хранятся в организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования.

15. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования,может рекомендоватьапробированные в ходе экспериментальной деятельности результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность, для внедрения в ходе инновационнойдеятельности.

16. Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, формируют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году экспериментальную деятельность, не позднее 5 июня.

 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

17. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, проводит оценкуинновационных проектови готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих инновационнуюдеятельность, не позднее 25 мая.

18. Порядок организации и проведенияоценки инновационных проектов, утверждениеконсультантовинновационных проектов, сроковинновационной деятельности определяют организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования.

19. Инновационный проект содержит:

полное название инновационного проекта;

данные о разработчике (разработчиках) и консультанте (консультантах): фамилию, собственное имя, отчество (при наличии),место работы и должность, ученую степень и (или) ученое звание;

перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности;

обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность;

кадровое и материально-техническое обеспечение проекта;

описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности;

сроки проведения инновационной деятельности;

финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.

20.  Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования может принять решение об увеличении количества учреждений образования, проводящих инновационную деятельность по реализованным экспериментальным проектам, с целью массового использования и подготовки участников образовательного процесса к их освоению и использованию нововведений.

21. Продолжительность инновационной деятельности в учреждениях образования может составлять от 1 года до 5 лет.

22. Инновационная деятельность завершаетсядосрочно в случаях:

существенных отклонений от содержанияинновационного проекта;

нарушения в ходе осуществления инновационной деятельности законодательства,в том числе настоящей Инструкции.

23. Решение о досрочном прекращении инновационной деятельности,об изменении состава ее участников принимается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования.

24. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования,может создавать условия для обсуждения участниками инновационной деятельности хода реализации инновационных проектов.

По результатам реализации инновационного проекта руководитель учреждения образования оформляет справку по согласованию с консультантом (консультантами) инновационного проекта.

Инновационные проекты хранятся в организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования.

25. Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, формируют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационнную деятельность, не позднее 5 июня.

 

ГЛАВА 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

26. Министерство образования утверждает перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, на основании предложений организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования.

27. На основании приказа Министерства образования управления образования областных исполнительных комитетов (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета), управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, управления образования администраций районов г.Минска издают приказы, в которых определяются ответственные лица за организацию экспериментальной и инновационной деятельности.

28. На основании приказауправления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), управления (отдела) образования районного исполнительногокомитета (управления образования администрации района г.Минска) руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляетсяэкспериментальная и инновационнаядеятельность, издает приказ, в котором определяет педагогических (научных) работников учреждения образования, непосредственно осуществляющих программу экспериментальной и инновационной деятельности.

29. Участники экспериментальной и инновационной деятельности не имеют права вносить изменения и дополнения в содержание экспериментального (инновационного) проекта без согласования с руководителем (руководителями) экспериментального (консультантом (консультантами) инновационного) проекта.

30. Ответственность за ход экспериментальной и инновационной деятельности несет руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная и инновационнаядеятельность, совместно с руководителем (руководителями) экспериментального и консультантом (консультантами) инновационного проектов.

31. Не допускается организация экспериментальной и инновационной деятельности, в ходе которой может быть нанесен моральный или физический вред здоровью обучающихся и педагогических работников.

Министерство образования Республики Беларусь

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

  

«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

(2018–2021)

 

Руководители экспериментального проекта:

 

 

Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Название проекта: «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

Руководитель экспериментального проекта:

Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

государственное учреждение образования «Средняя школа д. Остромечево» Брестского района Брестской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г. Кобрина» Брестской области;

государственное учреждение образования «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа №46 г. Витебска»;

государственное учреждение образования «Октябрьская средняя школа Витебского района» Витебской области;

государственное учреждение образования «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г. Борисова» Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Солигорска» Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Гомеля»;

государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района» Гомельской области;

государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 30 г. Минска»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Минска»;

государственное учреждение образования «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Дятлово» Гродненской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 38 г. Гродно»;

государственное учреждение образования «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Могилева»;

государственное учреждение образования «Михеевская средняя школа» Дрибинского района Могилевской области»;

государственное учреждение образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение, равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).

Таким образом, под инклюзивным образованием учащихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования понимается включение лиц с ОПФР в общий (совместный) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в разных формах (моделях) на основе создания специальных условий и проведения необходимой коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.

Новизна экспериментального проекта заключается в апробации различных вариантов форм (моделей) образования учащихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода. К данным формам (моделям) образования относятся:

  1. Экспериментальный класс А – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для детей с ОПФР предлагаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Дети с ОПФР получают необходимую коррекционную помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи по месту жительства.
  2. Экспериментальный класс Б – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для учащихся с ОПФР учителем-дефектологом проводятся дополнительно коррекционные занятия в соответствии с образовательными программами специального образования.
  3. Экспериментальный класс В (класс интегрированного обучения и воспитания) – класс, в котором совместно обучаются и воспитываются учащиеся с ОПФР, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, и учащиеся, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.
  4. Экспериментальный класс С (специальный класс) – класс, в котором получают образование учащиеся с ОПФР с использованием образовательных программ специального образования.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Повышение качества образования лиц с ОПФР является одной из наиболее актуальных проблем, которая требует своего решения. Приоритетность совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания не должна отвергать другие варианты получения образования детей с ОПФР (специальная школа, специальная школа-интернат, вспомогательная школа, вспомогательная школа-интернат, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.). Дети с ОПФР, получающие образование в отдельных учреждениях образования, в равной степени «включаются» во взаимодействие с другими членами общества. Их «включение» происходит с использованием иных способов, коррекционно-педагогических средств, методов и приемов.

Современное образование – это образование, преодолевающее социальную изолированность особых детей, их социальную неподготовленность, формирующее жизнеспособную личность, владеющую способами деятельности, необходимыми для выживания и проживания, умеющую добывать знания, которые будут нужны в процессе жизни. Для большинства детей с ОПФР самым трудным является не само нарушение, а недостаток внимания со стороны окружающих.

Определены следующие недостатки совместного (интегрированного, инклюзивного) образовательного процесса (А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская и др.): слабая связь изучаемого с практикой жизни; жесткое регламентирование времени и места проведения урока, недопустимость импровизации, проведения уроков на природе, «сидя-стоя» и т.д.; доминирование коллективных форм работы над фронтально-индивидуальными; доминирование процессов обучения над процессами воспитания; преобладание информационных методов обучения над управляемой самостоятельной деятельностью учащихся и др.

Совместный (интегрированный, инклюзивный) образовательный процесс не должен исключать решение проблем социального характера: организацию благоприятного социального окружения, когда ребенок наблюдает социально одобряемые образцы поведения; включение детей с ОПФР в социальное взаимодействие в процессе проведения уроков, в культурно-досуговую жизнь класса и школы; осуществление специально организованной деятельности, стимулирующей социальную активность родителей и др. Социальное развитие возможно только на основе учета взаимозависимости между социальной ситуацией развития и коррекцией нарушений психофизических отклонений.Особо важным является создание динамичной, положительной образовательной среды, которая обеспечивает детям мобильность, обогащение социального опыта, включение во взаимодействие с другими детьми и взрослыми; а также эмпатия (проявление сочувствия и позитивного принятия) педагога и детей.

В связи с вышесказанным наиболее значимыми проблемами, определяющими пути совершенствования системы инклюзивного образования, повышения качества совместного образовательного процесса, его условий и результатов, являются:

- определение эффективных форм (моделей) организации совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и нормально развивающихся сверстников;

- разработка и апробация эффективного методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР, направленного на решение социально-образовательных задач. Модульный характер содержания обучения, перспективные технологии и методики позволят включать всех детей в совместное обучение, социальное взаимодействие и партнерские отношения, тем самым повысить качество совместного обучения и воспитания.

Решение этих задач предполагает реализацию ряда конкретных шагов, внедрение определенных инноваций в совместном образовательном процессе, которые должны быть предварительно апробированы в ходе экспериментальной деятельности.

Цели и задачи экспериментальной деятельности:

Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.

Задачи:

- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;

- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;

- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.

 

Гипотеза экспериментального проекта:

Достижение целей образовательной инклюзии лиц с ОПФР обеспечивается сочетанием различных моделей организации образовательного процесса, учитывающих возможности и потребности ребенка с ОПФР, необходимость формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса, обеспечивающих комфортные условия для обучения как обычным детям, так и учащимся с ОПФР.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект

Сегодня неотъемлемой формой организации образования рассматривается интеграция. Идея интеграции является частью философии открытого общества и отражает отношение общества к правам и возможностям детей с особенностями развития. Интеграция становится ведущим направлением образовательной политики экономически развитых стран начиная с 70-х годов прошлого столетия.

Впервые возможность и необходимость совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей была законодательно закреплена в США, потом – в странах Скандинавии, других европейских государствах. В законодательстве разных стран отражаются, как правило, два ведущих положения: первое – ребенок с особенностями развития имеет право обучаться в обычной школе; второе – ему предоставляется все необходимое для удовлетворения особых образовательных потребностей.

С 1995 года в Республике Беларусь в соответствии с Приказом Министра образования «Об утверждении Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» от 18.08.1995 №327 активно развивалось интегрированное обучение и воспитание. В данном положении определены организационные, психолого-педагогические, финансовые механизмы процесса интеграции. Интегрированное обучение и воспитание создает основу для успешного развития инклюзивных процессов. Трансформации, изменения неизбежны, закономерны, но они должны быть взвешенными и научно обоснованными.

Экспериментальный проект создан на основе изучения опыта отечественной общей и специальной педагогики, практически учреждений общего среднего и специального образования. При разработке проекта учитывался международный опыт организации инклюзивного (интегрированного) обучения и воспитания. Учитывались наиболее значимые публикации последнего времени (Т.В. Вареновой, С.Е. Гайдукевич, Т.А. Григорьевой, В.П. Гриханова, Н.Н. Малофеева, А.Н. Коноплевой, И.А. Коробейникова, Т.Л. Лещинской, Б.П. Пузанова, В.А. Шинкаренко, В.В. Хитрюк и ряда других).

Научное обоснование экспериментального проекта разрабатано на основе полипарадигмальности и, вместе с тем, выделения как особо значимых гуманистической (антропоцентрической) парадигмы, постулирующей высшую значимость человека, и гуманитарной, признающей уникальность человека, самоценность единичного события, единство истины и ценности. В основу экспериментального проекта положены подходы: системный, обусловливающий комплексное изучение особенностей совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания и взаимосвязи всех его элементов; синергетический, закрепляющий нелинейные стратегии развития, рассмотрение образования в состоянии постоянного преобразования и совершенствования на основе дискурсивной диалогичности; деятельностный, предполагающий рассмотрение совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания сквозь призму деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся; компетентностный, который отражает рассмотрение компетенции в специальном образовании как способности и готовности действовать в жизненно важных ситуациях и позволяет соотносить ключевые образовательные компетенции с витагенными знаниями, умениями, способами деятельности и значимыми сферами жизнедеятельности.

В основе экспериментального проекта заложены принципы: социального включения и взаимодействия; эмоциональной позитивности образовательного процесса и повседневной жизни; обеспечения многоплановости познания окружающей действительности; деятельностного обучения и воспитания на компетентностной основе; культурного многообразия и толерантности; смыслового образования и рефлексии; коррекционно-творческого образования.

Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)

В процессе реализации экспериментального проекта будут апробированы:

  • модели реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
  • условия реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
  • методическое обеспечение реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР:

-  сценарии проведения уроков (по классам и категориям учащихся);

-  технологические карты уроков по учебным предметам;

-  рекомендации по формированию культуры отношений у участников образовательного процесса;

-  дидактические материалы по организации культурно-досуговой деятельности;

-  рекомендации по организации взаимодействия педагогов с родителями.

 

Специфика моделей реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР отражена в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

 

Модель

Обучающиеся

Необходимые специалисты

Образовательные программы

Особенности организации образовательного процесса

А

Лица без ОПФР, лица с ОПФР, которые по медицинским показаниям могут обучаться в УОСО

Учитель ОСО, специалисты пунктов коррекционно-педагогической помощи

Образовательные программы общего среднего образования

Для детей с ОПФР создаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Дети с ОПФР получают необходимую коррекционную помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи по месту жительства

Б

Лица без ОПФР, лица с ОПФР, которые по медицинским показаниям могут обучаться в УОСО с оказанием коррекционной помощи

Учитель ОСО,

учитель-дефектолог

Образовательные программы общего среднего образования, программы коррекционных занятий

Для учащихся с особенностями психофизического развития учителем-дефектологом проводятся дополнительно коррекционные занятия в соответствии с образовательными программами специального образования

В

Лица без ОПФР, лица с ОПФР, которые по медицинским показаниям могут обучаться в УОСО по программам специального образования

Учитель ОСО,

учитель-дефектолог

Образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования

Совместно обучаются и воспитываются учащиеся без ОПФР, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, и учащиеся с ОПФР, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (модель интегрированного обучения и воспитания)

Г

Лица с ОПФР

Учитель-дефектолог

Программы специального образования

В УОСО формируется класс, полностью состоящий из лиц с ОПФР

 

Таблица 2

Сроки проведения экспериментальной деятельности.

 

Экспериментальный проект будет реализован в 2018–2021 гг.

 

№ п/п

Название этапа

Сроки проведения

Мероприятия

1

Подготовительный

23 августа – 31 августа 2018 г.

Определение форм (моделей) образования учащихся с особенностями психофизического развития на основе инклюзивного подхода в учреждениях общего среднего образования

 

Научно-практический семинар по вопросам реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР

 

2

Основной

1 сентября 2018 г. –

30 апреля 2019 г.;

1 сентября 2019 г. –

30 апреля 2020 г.

1 сентября 2020 г. –

30 апреля 2021 г.

Апробация в учреждениях образования форм (моделей) образования учащихся с особенностями психофизического развития на основе инклюзивного подхода.

 

Апробация методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мая – 20 мая 2019 г.

 

Анализ эффективности реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР

 

Подготовка промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности

 

1 мая – 20 мая 2020 г.

 

Анализ и систематизация методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании

 

Подготовка промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности

 

1 мая – 20 мая 2021 г.

 

Подготовка итогового отчета о результатах экспериментальной деятельности

 

Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности

 

Критерий

 

Показатели

 

 

 

 

Уровень учебных достижений учащихся с ОПФР

соответствие используемого научно-методического обеспечения особенностям и возможностям учащихся с ОПФР;

 

соответствие специальных условий (предметно-пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических) особым образовательным потребностям учащихся с ОПФР;

 

динамика учебных и личностных достижений учащихся с ОПФР

 

удовлетворенность родителей условиями и результатом совместного обучения и воспитания

 

 

 

 

Уровень социализированности, активности и самостоятельности учащихся с ОПФР в образовательном процессе

сформированность жизненных навыков;

 

степень самостоятельности учащихся с ОПФР на учебных занятиях;

 

использование учителем интерактивных методик обучения и воспитания учащихся с ОПФР;

 

взаимодействие учащихся в ходе учебных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий

 

 

 

Уровень сплоченности детского коллектива

 

социометрический статус учащихся с ОПФР в коллективе сверстников;

 

самоопределение ребенка с ОПФР в коллективе сверстников;

 

особенности межличностных отношений учащихся с ОПФР и обычных сверстников

 

 

 

 

 

Уровень эмпатии участников образовательного процесса

принятие педагогами, родителями принципов и ценностей инклюзивного образования;

 

эмоциональная развитость и отзывчивость педагога (умение понимать и распознавать без слов эмоциональное состояние ребенка; умение создавать положительную эмоциогенную обстановку и др.);

 

умение учащихся с ОПФР и обычных сверстников устанавливать доверительные и дружеские взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и поддержке друг друга.

 

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:

Директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе. Понимание значимости экспериментального проекта для учреждения образования и системы образования в целом, обеспечение организации, проведения и контроля за ходом эксперимента; предоставление отчетов по результатам реализации проекта.

Учителя общего среднего образования. Высшая (первая) квалификационная категория, владение современными технологиями обучения, навыками экспериментальной и исследовательской деятельности.

Учитель-дефектолог. Высшая (первая) квалификационная категория, владение педагогическими методиками диагностики учащихся с ОПФР, современными специальными технологиями обучения учащихся с ОПФР, навыками экспериментальной и исследовательской деятельности.

Педагог-психолог. Владение психологическими методиками диагностики психических процессов, социального развития учащихся с ОПФР, уровня благополучия микроклимата детского коллектива.

Дополнительно в ходе реализации экспериментального проекта могут принимать участие: заместитель директора по воспитательной работе (организация воспитательного процесса), библиотекарь, учитель информатики (информационное обеспечение проекта), педагог социальный (социально-педагогическое сопровождение проекта), медицинский работник (медицинское сопровождение проекта).

Кроме того, для повышения эффективности экспериментальной деятельности может быть организована работа творческих групп учителей.

Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего экспериментальную деятельность, должна соответствовать Положению об учреждении общего среднего образования (от 03.03.2018 № 10). Для успешной реализации экспериментального проекта необходимо регулярное пополнение библиотечного фонда педагогическими изданиями, научно-методической и справочно-энциклопедической литературой; обновление компьютерных программных продуктов, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет), наличие мультимедийного оборудования, множительной техники.

 

Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта

В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам экспериментального проекта за счет средств местных бюджетов. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, командировочных расходов, подготовку методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР и иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента.

Содержание данного проекта носит комплексный характер, что предполагает привлечение сотрудников Национального института образования, специалистов, изучающих вопросы социальных отношений, конфликтологии, родительства, социально-педагогическойвиктимологии, этического воспитания и др., а также педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, осуществляющих комплексное сопровождение детей с особенностями психофизического развития и их родителей в условиях совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания.

Социальная значимость. Апробированное в ходе эксперимента научно-методический продукт (модели, условия, методическое обеспечение образовательного процесса) будет способствовать усилению тенденций толерантного отношения в обществе к лицам с ОПФР, позволят обеспечить новый, более высокий уровень психологического благополучия каждого ребенка в условиях совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания, позволят обеспечить реализацию ключевых идей инклюзивного образования.

Практическая значимость проекта состоит в том, что апробированные в ходе эксперимента материалы послужат основой для создания нормативных правовых актов в сфере общего среднего и специального образования, что позволит закрепить право детей с особенностями психофизического развития получать качественное образование по месту жительства, вести полноценную и достойную жизнь.

Впервые будет осуществлена апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР. Полученные эмпирические данные раскроют позитивные и негативные стороны данного процесса. Методическое обеспечение реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании поможет исключить неравенство между детьми, дефицит возможностей для «жизненного старта» детей с особенностями психофизического развития, будет способствовать развитию различных сфер жизнедеятельности детей: эмоциональной, поведенческой, культурной, социальной и др., формированию необходимой для общения свободы и автономности.

Таким образом, апробация различных вариантов форм (моделей) получения образования учащимися с особенностями психофизического развития и методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании является принципиально новым и открывает возможности полнее учитывать социально-педагогические процессы, протекающие в обществе.

 

Сроки проведения экспериментальной деятельности:

1 сентября 2018 — 20 мая 2021 гг.

 

 

Руководитель экспериментального проекта                      О.С. Хруль

 

Министерство образования Республики Беларусь

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования «Средняя школа №25 г. Минска»

  

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации

экспериментального проекта

«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

2018/2019 уч. г.

 

 

Руководитель  проекта  :

Якушик Ольга Александровна,

контактные телефоны (8-017-296-85-80, 8-029-671-73-98),

адрес ГУО (220025, г.Минск, ул. Я.Чечёта , 20),

е-mail: sch25@minsk.edu.by

 

 

 

г.Минск, 2019

 

          Общие данные

Участник проекта: государственное учреждение образования  «Средняя школа №25 г. Минска»

Тема  проекта:«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

Сроки реализации инновационного проекта: 2018-2021 годы.

В состав участников экспериментальной деятельности по реализации экспериментального проекта в 2018/2019 учебном году входит 8 педагогических работников, за которыми закреплены их функциональные обязанности:

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функциональные обязанности  в проекте

Якушик

Ольга

Александровна

директор

школы

управление экспериментальным проектом

Бондаренко

Татьяна

Геннадьевна

заместитель директора по учебной работе

научно-методическое обеспечение и организация образовательного процесса в экспериментальных классах

Якушевич Лариса Андреевна

педагог-психолог

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в экспериментальных классах

Голубовская Людмила Павловна

учитель-дефектолог

организация образовательного процесса с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели В

Забродина Татьяна Алексеевна

учитель

начальных классов

 

организация образовательного процесса  с учащимися с ОПФР по экспериментальной  модели Б

Овсянникова Анастасия Игоревна

учитель-дефектолог

организация коррекционной работы  с учащимися с ОПФР по экспериментальной  модели Б

Жданович

Наталья владимировна

учитель -дефектолог

организация образовательного процесса  с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели В

Мирончук

Нина Витальевна

учитель-дефектолог

организация образовательного процесса  с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели В

 

В процессе реализации данного проекта также были задействованы учителя-дефектологи учреждения образования (12 человек), учителя-предметники, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания (43 педагога), а также учащиеся классов интегрированного обучения и воспитания (332 уч-ся), другие учащиеся школы и их законные представители.

            Введение

Повышение качества образования лиц с ОПФР является одной из наиболее актуальных проблем, которая требует своего решения.

Современное образование – это образование, преодолевающее социальную изолированность особых детей, их социальную неподготовленность, формирующее жизнеспособную личность, владеющую способами деятельности, необходимыми для выживания и проживания, умеющую добывать знания, которые будут нужны в процессе жизни. Для большинства детей с ОПФР самым трудным является не само нарушение, а недостаток внимания со стороны окружающих.

Данный проект направлен на определение пути совершенствования системы специального образования, повышения качества совместного образовательного процесса, его условий и результатов.

- определение эффективных форм (моделей) организации совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и нормально развивающихся сверстников;

- разработка и апробация эффективного методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР, направленного на решение социально-образовательных задач. Модульный характер содержания обучения, перспективные технологии и методики позволят включать всех детей в совместное обучение, социальное взаимодействие и партнерские отношения, тем самым повысить качество совместного обучения и воспитания.

Достижение целей образовательной инклюзии лиц с ОПФР обеспечивается сочетанием различных моделей организации образовательного процесса, учитывающих возможности и потребности ребенка с ОПФР, необходимость формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса, обеспечивающих комфортные условия для обучения как обычным детям, так и учащимся с ОПФР.

          Цель экспериментального проекта:

Выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.

         Задачи экспериментального проекта:

  1. Апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода.
  2. Определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР.
  3. Апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.

Реализация экспериментального проекта осуществляется поэтапно и включает подготовительный, основной  и аналитический этапы.

           Таким образом, реализация проекта позволяет:

           Апробировать в учреждении модели совместного обучения на основе инклюзивного подхода, а также апробировать методическое обеспечение реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР.

           Организационно-нормативная деятельность

         Экспериментальная деятельность в учреждении образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь  от 01.09.2011 №251, а также на основании приказов комитета по образования и управления по образованию администрации Московского района г. Минска.

          Во время  подготовительного этапа  реализации экспериментального проекта управленческой командой учреждения образования во главе с директором школы Якушик О.А. были созданы условия для внутренней координации  экспериментальной деятельностью: разработаны локальные нормативные правовые документы, регламентирующие функционирование проекта.

           В сентябре 2018 года на методическом совете  обозначены цели и  утверждена программа по реализации проекта на 2018-2019 учебный год. На общешкольном родительском собрании был рассмотрен вопрос «Особенности работы учреждения образования в условиях экспериментальной деятельности на первом этапе эксперимента».

          Экспериментальная деятельность учреждения образования отражена также в годовом плане школы в разделах «Работа с педагогическими кадрами», «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса», «Руководство образовательным процессом» и

«Работа с семьей, общественностью и социумом». Для оценки эффективности экспериментальной деятельности  разработаны критерии.

  Все участники проекта ознакомлены с нормативной документацией, сопровождающей экспериментальную деятельность. Проведено информирование педагогического, ученического и родительского коллективов о цели и задачах экспериментального проекта.

         Диагностика уровня готовности педагогического коллектива к экспериментальной деятельности на начало реализации проекта (43 педагога)  показала, что 35% педагогов, работающих с детьми с ОПФР чувствуют себя готовыми к данному виду деятельности.   

          Анкетирование педагогов «Определение мотивов экспериментальной  деятельности педагогов», участвующих в экспериментальной  деятельности, показала, что наиболее важным мотивирующим фактором для большинства респондентов была возможность профессионального роста (84% педагогов), а также возможность самореализации и выработки индивидуального стиля педагогической деятельности (68% педагогов). 

          В апреле 2019 года на основе анкетирования была проведана оценка удовлетворенности результатами экспериментальной деятельности, реализуемой в учреждении образования, педагогических работников непосредственно реализующих экспериментальный проект, а также педагогов, работающих в калассах интегрированного обучения и воспитания.  Всего в анкетирование приняло участие 49 педагогов. Результаты анкетирования следующие.

          Наибольшее количество респондентовудовлетворены такими показателями экспериментальной деятельности, реализуемой в учреждении образования, как:

             повышением своей квалификации по вопросам  инновационной деятельности - 44 педагога (89%);

            направлением экспериментальной деятельности в учреждении образования –35 педагога (71%);

            стимулированием участия учителей в экспериментальной деятельности – 32 педагогов (60%);

           достигнутыми результатами  экспериментальной деятельности - 28 педагогов (65%).

           По мнению опрошенных педагогов, экспериментальная деятельность учреждения образования наиболее влияла на формирование системы ценностей, жизненных ориентиров, личной позиции обучающихся - 49 педагог (100%), профессиональный рост педагогов школы – 41 (83%), а также формирование позитивных отношений педагогов и обучающихся - 44 педагога (89% из числа опрошенных).

Таким образом, данные анкетирования позволяют говорить о положительной динамике влияния экспериментальной деятельности в учреждении образования на развитие профессиональных компетенций педагогов и учреждения образования в целом.

        Обучению педагогов школы также способствуют обучающие семинары, семинары-практикумы,  консультирование, которое осуществлялось в рамках мероприятий календарного плана экспериментальной деятельности.  В данных мероприятиях принимают участие, как непосредственные участники экспериментального проекта, так и педагоги школы, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания.

          Методическая деятельность (создание методических продуктов)

          Аккумулированию и трансляции эффективного педагогического опыта по экспериментальной   деятельности способствовали  мероприятия по обучению учителей своего учреждения образования:

круглый стол «Работа классного руководителя, родительского коллектива по адаптации ребёнка с ОПФР к школе» (сентябрь, 2018);

семинар «Совершенствование образовательной среды и индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзии» (сентябрь, 2018);        

постоянно действующий семинар «Обеспечение качества образования на основе ресурсного подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР» (октябрь, январь, март, 2018-19);

 

обучающий семинар «Специфика сопровождения обучающихся с аутистическими нарушениями в образовательном процессе» (октябрь, 2018);

разработка дидактические материалов для реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзии» (в течение года);

мастер-класс «Использование легоконструирования в работе с детьми с ОПФР» (март, 2019);

           тренинг для педагогов «Формировании положительного отношения к детям с особыми образовательными потребностями» (ноябрь, январь, апрель, 2019);

          семинар-практикум для учителей-дефектологов «Повышение качества коррекционной работы с учащимися на основе использования диагностических данных об уровне сформированности учебной деятельности учащихся на 1 ступени образования» (январь, 2019);

           Также педагогом-психологом Якушевич Л.А. организована работа с педагогами по теме «Возможности арт-терапии в формировании психологически комфортной среды в учреждении образования» (1 раз в четверть).

           Продолжает формироваться банк дидактических материалов для педагогов школы, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. Для удобства пользования материалы размещены в локальной сети учреждения образования.

                     На основе анкетирования изучается степень удовлетворённости педагогов качеством проведения обучающих мероприятий по четырём направлениям: актуальность, новизна, практическая значимость и перспективность применения полученных знаний и умений. Данная информация позволяет совершенствовать свою деятельность, оперативно вносить коррективы в содержание мероприятий.

Методические разработки наших педагогов (банк данных эффективных методов и приемов по работе с учащимися с ОПФР; дидактические материалы для организации контрольно-оценочной деятельности; методические буклеты; программы методических мероприятий и др.) позволяют вести продуктивный диалог с другими участниками экспериментальной деятельности и быть профессионально полезными.

            Членами группы участников экспериментальной деятельности разработаны обучающие занятия по различным направлениям: «Интеграционный форум детских инициатив как эффективная форма социализации учащихся с ОПФР» (1,5ч), «Использование легоконструирования в работе с детьми с ОПФР» (1,5ч), «Оптимизация двигательной активности, развитие и совершенствование физических возможностей учащихся с нарушениями функций ОДА» (1,5ч), «Создание адаптивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра» (2 ч).

          Конечно, в первую очередь участие в экспериментальной деятельности важно для педагогов нашей школы. Ведь благодаря данному экспериментальному проекту мы можем говорить об интенсификации процесса повышения квалификации педагогов школы в вопросах интегрированного обучения и воспитания: формирование специальных компетенций и инклюзивной культуры.        

                      3. Работа с учащимися в образовательном процессе

Проведение учебных и коррекционных занятий в экспериментальных классах, организация дополнительного образования учащихся с ОПФР,

проведение факультативных и кружковых занятий, проведение воспитательных  мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, организация культурно-досуговой деятельности с активным участием детей с ОПФР позволяет говорить о достижении конкретных результатов в обучении и воспитании учащихся школы.

Проведённая диагностика учебных достижений, социализированности, активности и самостоятельности учащихся с ОПФР, диагностика уровня воспитанности показывает не ярко выраженную положительную динамику в развитии учащихся с ОПФР.

Для диагностики межличностных отношений была применена методика «Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе» Д.Ж. Морено. 

Учащихся с ОПФР 1Г класса, обучающихся по экспериментальному плану Б характеризует интерес к общению с одноклассниками; учащиеся отличаются высоким уровнем доброжелательности к коллективу, огромной любознательностью, увлеченностью в общении, наличием ярко выраженной внутренней мотивации. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, готовы прийти на помощь одноклассникам.

Учащихся 2Д и 6Е классов, обучающихся по модели В характеризует недостаточное включение в совместную коммуникацию. Ребята не часто приходят на помощь к одноклассникам с ОПФР, т.к. в следствие особенностей дети не всегда доброжелательны, не проявляют интереса в общении. Дети часто не следуют указаниям учителя, так как не всегда справляются с заданиями.

Учащиеся с ОПФР 5В класса, обучающиеся по модели В по программе 1 отделения вспомогательной школы испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с деятельностью самостоятельно в классе со сверстниками, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, что соответственно затрудняет взаимопомощь. Во взаимоотношениях с учителями не проявляют заинтересованность и внимание.

Динамика результатов учебной деятельности во всех классах положительная. Уменьшается количество учащихся низкого уровня обученности, увеличивается количество учащихся  среднего уровня.

Если сравнивать результаты успеваемости учащихся с ОПФР по учебным предметам, то наибольшую трудность учащиеся испытывают по следующим учебным предметам:

Математика: 11 учащихся;

Русский язык и литература: 5учащихся

Белорусский язык и литература: 6 учащихся.

         Важным ресурсом для реализации экспериментального проекта стало функционирование на базе школы регионального ресурсного центра по интегрированному обучению и воспитанию. Накоплен опыт по обучению педагогов и руководителей школ Московского района г. Минска. В центр обращаются за консультациями при открытии новых интегрированных классов, в случае возникновении затруднений в процессе сопровождения детей с ОПФР, а также для получения конкретных учебных материалов. Оценка имеющихся ресурсов позволила обобщить инновационный опыт школы для последующей трансляции.

                                       4.Работа с родителями и социумом

В течение учебного года всем учащимся совместно с родителями предлагались воспитательные мероприятий в шестой школьный день. Вот некоторые из них: спортивный праздник «Мой папа – мой герой!», развивающее занятие  на сплочение с элементами тренинга «Вместе мы сила!», тренинг по адаптации «Мой мир», тематические встречи с родителями «Люди бывают разные, а право на полноценную жизнь в обществе – одно на всех», праздник творчества для развития позитивного мировосприятия «Все краски мира», «Праздника двора» с возможностью участия в творческих мастер-классах.

Для изучения удовлетворенности родителей работой педагогов и специалистов в апреле 2019 года проводилось анкетирование родителей учащихся классов интегрированного обучения и воспитания (64 родителя). Анализ результатов анкетирования родителей представлен в таблице.

 

Вопросы и утверждения

Варианты ответов

Ваш ребенок ходит в школу:

 

• с удовольствием  -  48  (75%)

• через силу  - 0

• чаще с удовольствием - 16 (25%)

• редко с желанием - 0

Рассказывает ли Вам ребенок о том, что было интересного в школе, на уроках?

• да -56 (88%)

• нет  (ребёнок не говорит) – 4 (6%)

• очень редко - 4 (6%)

Какие отзывы о детях класса, педагогах Вы чаще слышите от ребенка?

• положительные – 60 (94%)

• негативные – 0

  • затрудняюсь ответить – 4 («ребёнок не говорит, но по его поведению я вижу, что ему очень комфортно в классе»)

Устраивает ли Вас работа педагогов в классе?

• устраивает полностью - 60 (94%)

• устраивает в большей мере - 4 (6%)

• устраивает в меньшей мере - 0   

• не устраивает совсем - 0

Довольны ли Вы образовательной средой в Вашем классе?

 

• устраивает полностью - 60 (94%)     

• устраивает в большей мере - 4 (6%)

• устраивает в меньшей мере - 0   

• не устраивает совсем - 0   

Удовлетворяет ли Вас лично качество образования Вашего ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания?

• устраивает полностью – 60 (94%)     

• устраивает в большей мере - 4 (6%)

• устраивает в меньшей мере - 0   

• не устраивает совсем - 0   

Как Вы считаете, дети в интегрированном классе:

 

• получают интересные знания, значимые умения и навыки культурного поведения  - 64 (100%)                                             • получают, но недостаточно - 0   

• не получают ничего нового - 0   

• затрудняюсь ответить - 0   

Какие уроки Вашему ребёнку нравятся больше всего

 

•физическая культура - 20 (31%)

•математика - 16 (25%)

•изобразительное искусство  – 36 (56%)

• музыка– 28 (44%)

• коррекционные занятия с учителем-дефектологом – 6 (родители воспитанников с ОПФР)

Есть ли у Вашего ребенка друзья в классе?

 

• да – 64 (100%)

• нет - 0           

• не знаю - 0

 

Чувствуете ли Вы, что педагоги класса доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку?

• да - 64 (100%)

• нет - 0

• не знаю - 0   

 

Обсуждают ли с Вами педагоги класса вопросы обучения и воспитания (достижения, трудности на занятиях, в организации питания, выполнении гигиенических процедур и др.)

• регулярно – 60 (94%)     

• иногда – 4 (6%)

• вообще не обсуждают - 0

Ваша осведомленность о работе класса:

 

• полная – 64 (100%)     

• частичная - 0

• вообще не имеете информации - 0

• предпочитаете не иметь информации, так как она Вас расстраивает - 0

Удовлетворены ли Вы формами сотрудничества школы и семьи

• да – 64 (100%)

• нет - 0

• не знаю - 0

Информацию о школе Вы приобретаете:

• из наглядной агитации (информационных стендов) -48 (75%)

• со слов других родителей – 12 (19%)

• от учителей – 64 (100%)

• на собраниях – 48 (75%)

• от завуча – 24 (37%)

• не получаете - 0

Заинтересованы ли Вы в сотрудничестве с администрацией и педагогическим коллективом школы?

• да – 64 (100%)

• нет – 0

• затрудняюсь ответить - 0

Какие формы совместной работы педагогов и родителей Вы считаете наиболее эффективными:

  • родительское собрание – 56 (88%)
  • беседы с педагогами – 28 (44%)
  • наглядно-текстовая информация – 36 (56%)
  • открытые уроки и мероприятия – 48 (75%)
  • совместные мероприятия (праздники, развлечения) детей и родителей – 64 (100%)

 

Заинтересованы ли Вы в дальнейшем обучении Вашего ребенка в интегрированном классе?

• да – 64 (100%)

• нет - 0

• не знаю - 0

Что бы вы хотели изменить в работе класса и школы, которую посещает Ваш ребенок?

 

• улучшить материально-техническую базу – 20 (31%)

• изменить отношение к детям - 0

• хотелось бы Вам больше знать о своем ребенке его трудностях, успехах – 4 (6%)

Отметим, что на данный вопрос 44 родителей ответили благодарственными словами в адрес администрации и педагогов.

 

Анализ результатов анкетирования показывает удовлетворённость родителей организацией интегрированного обучения и воспитания, взаимоотношениями с педагогами.

В процессе эксперимента выявлены позитивные тенденции в организации образовательного процесса в интегрированных классах по моделям Б и В: положительная динамика в формировании толерантности учащихся,  в социально-эмоциональном развитии учащихся с ОПФР; повышение профессионального мастерства педагогов, разработка и использование продуктивных и эффективных приёмов в работе с учащимися с ОПФР, обеспечивающих успех в условиях интегрированного обучения и воспитания; родители учащихся удовлетворены организацией интегрированного обучения и воспитания, взаимоотношениями с педагогами.

В 2019/2020 учебном году необходимо продолжить работу над  вопросом включения учащихся с ОПФР в учебное занятие в общем классе, рассмотреть другие варианты совместной работы педагогов и родителей, продолжить работу по совершенствованию работы по созданию адаптивной образовательной среды и организации образовательного процесса в интегрированных классах с учащимися с ОПФР. Также необходимо обратить внимание на развитие информационного пространства по теме эксперимента.

 

Заместитель директора  

 по учебной работе                                                           Т.Г.Бондаренко

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования «Средняя школа №25 г. Минска»

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель экспериментального проекта, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования, кандидат педагогических наук, доцент

_______________ О.С. Хруль

                             _______________

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования

«Средняя школа №25 г. Минска»

 

____________         О.А. Якушик

                                   ______________

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

в государственном учреждении образования

«Средняя школа №25 г. Минска»

в 2019/2020 учебном году

 

II этап 2019/2020 учебный год

 

ЗАДАЧИ:

 

- уточнение и дальнейшая апробация форм (моделей) образования учащихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования на основе инклюзивного подхода;

- апробация диагностического инструментария оценки качества инклюзивного образования;

- разработка и апробация диагностического инструментария по изучению отношенческой компетенции у учащихся в условиях инклюзивного образования;

- апробация программ воспитательной работы по формированию инклюзивной культуры у учащихся на I, II, III ступенях общего среднего образования;

- разработка методических рекомендаций по проведению совместных уроков в условиях инклюзии лиц с ОПФР;

- разработка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности, завершенной в 2019 году;

- обобщение опыта работы членов экспериментальной группы, внедрение его в практику образовательного процесса учреждений образования, участвующих в эксперименте.

 

Характеристика участников экспериментальной деятельности

Кадровое обеспечение экспериментальной деятельности

  1. Сведения о специалисте, ответственном за осуществление экспериментальной деятельности

Бондаренко Татьяна Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе,

р.т. +375 17-296-84-74

м.т. +375 29 678-69-06

sch25@minsk.edu.by

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функциональные обязанности в проекте

Якушик

Ольга

Александровна

директор

школы

управление экспериментальным проектом

Бондаренко

Татьяна

Геннадьевна

заместитель директора по учебной работе

научно-методическое обеспечение и организация образовательного процесса в экспериментальных классах, организация коррекционной работы с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели Б

Якушевич Лариса Андреевна

педагог-психолог

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в экспериментальных классах

Пупа Светлана Викторовна

учитель-дефектолог

организация образовательного процесса с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели В

Забродина Татьяна Алексеевна

учитель

начальных классов

 

организация образовательного процесса с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели Б

Жданович

Наталья владимировна

учитель -дефектолог

организация образовательного процесса с учащимися с ОПФР по экспериментальной модели В

 

2. Сведения об экспериментальных классах

Эксперименталь-

ные классы

Модели обучения

Количество учащихся в классе

 

Категории учащихся с ОПФР

Общее кол-во

Нормально развивающие

ся

Учащиеся с ОПФР

В

24

20

4

Нарушения психического развития с нарушением функций ОДА

Б

23

20

3

нарушение функций ОДА

В

20

17

3

Интеллектуальная недостаточн-

ость

(1 отделение)

Опорно-двигательный аппарат

 

Содержание

 

Раздел 1. Работа с участниками экспериментальной группы

Раздел 2. Методическая работа

Раздел 3. Диагностическая работа

Раздел 4. Учебно-воспитательная работа

Раздел 5. Работа с родителями

Раздел 6. Работа с социумом

 Раздел 1. Работа с участниками экспериментальной группы

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Заседание группы участников экспериментальной деятельности

30.08.2019

Подготовка плана мероприятий по реализации задач 2-го года проекта

Якушик О.А., директор школы;

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Собеседование с педагогами по содержанию их участия в экспериментальной деятельности

Сентябрь 2019

Протокол

Якушик О.А., директор школы;

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Методический совет

«Программа экспериментальной деятельности и план ее реализации. Задачи второго года эксперимента, ожидаемый результат»

Сентябрь 2019

Протокол

Якушик О.А., директор школы;

Шарук Ю.К., методист городского ЦКРОиР

Организация методической работы с педагогами, осуществляющими программу экспериментальной деятельности:

В течение года

 

 

 

Протоколы, материалы семинаров, фотоотчёты

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

 

Консультация педагогов по оформлению результатов экспериментального проекта в 2019/2020 учебном году

Февраль 2020

Протоколы

Хруль О.С., научный руководитель ЭД

 

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Подготовка промежуточной справки о результатах экспериментальной деятельности за 2019/2020 учебный год

До 17.04.2020

Справка

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

 

Анализ педагогических дневников

До 15.05.2020

Протокол

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

 

Раздел 2. Методическая работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Семинар «Адаптация образовательной среды и индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзии»

Сентябрь 2019

План проведения, фотоотчёт

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Пупа С.В., руководитель МО учителей-дефектологов

Шарук Ю.К., методист городского ЦКРОиР

Круглый стол «Особенности обучения математике на І ступени общего среднего образования в условиях совместного обучения»

(по материалам семинара Лисовской Т.В.)

 

Сентябрь 2019

 

 

План проведения, фотоотчёт

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

 

Семинар «Формирование субъектности и субъективности учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в процессе интерактивного обучения»

(по материалам республиканского семинара)

Октябрь 2019

 

План проведения, фотоотчёт

Пупа С.В., руководитель МО учителей-дефектологов

 

Взаимопосещение учебных и коррекционных занятий в экспериментальных классах

В течение учебного года

Анализ уроков по разработанным схемам (аналитические карты)

 

Учителя-дефектологи

 

учителя-предметники

5.

Обсуждение вопросов экспериментальной работы на заседаниях методических объединений

Ноябрь 2019

Январь 2020

Апрель 2020

 

 

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Пупа С.В., руководитель МО учителей-дефектологов

Аношко Е.К., учитель-дефектолог

Мастер-класс «Использование легоконстуирования в работе с детьми с ОПФР»

Март 2019

План проведения, фотоотчёт

Забродина Т.А., учитель начальных классов

Семинар - практикум

«Оптимизация двигательной активности, развитие и совершенствование физических возможностей учащихся с нарушениями функций ОДА в условиях учреждения образования»

Апрель 2020

План проведения, видеоотчёт, фотоотчёт

Куделка И.Л., учитель физической культуры и здоровья, инструктор ЛФК

Трансляция результатов экспериментальной деятельности в средствах массовой информации

 

В течение года.

 

Статьи на сайте школы;

журналы «Адукацыя i выхаванне», «Спецыяльная адукацыя» и др.

Участники экспериментальной деятельности

Анализ педагогических дневников

До 15.05.2020

Протокол

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

 

Раздел 3. Диагностическая работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Первичная диагностика уровня учебных достижений, социализированности, активности и самостоятельности учащихся с особенностями психофизического развития

 

до 15 ноября 2019 г.

 

Аналитические материалы

Якушевич Л.А., педагог-психолог, классные руководители

Первичная диагностика уровня сплочённости детского коллектива

до 10 декабря 2019 г.

 

Аналитические материалы

Якушевич Л.А., педагог-психолог;

классные руководители

Первичная диагностика родителей

до 10 декабря 2019 г.

 

Аналитические материалы

Якушевич Л.А., классные руководители

Повторная диагностика уровня учебных достижений, социализированности, активности и самостоятельности учащихся с особенностями психофизического развития

до 16 марта 2020 г.

 

Аналитические материалы

Якушевич Л.А., педагог-психолог, классные руководители

Повторная диагностика уровня сплочённости детского коллектива

до 16 марта 2020 г.

 

Аналитические материалы

Якушевич Л.А., педагог-психолог;

классные руководители

Повторная диагностика родителей

до 16 марта 2020 г.

 

Аналитические материалы

Якушевич Л.А., педагог-психолог;

классные руководители

 

 

Раздел 4. Учебно-воспитательная работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Проведение учебных и коррекционных занятий в экспериментальном классе

(модель Б)

В течение года в соответствии с учебным планом и учебными программами

Планы-конспекты, дидактические материалы, фотоотчеты, видеотчеты

 

Забродина Т.А., учитель начальных классов;

Бондаренко Т.Г., учитель-дефектолог

2.

Проведение учебных и коррекционных занятий в экспериментальных классах

(модель В)

В течение года в соответствии с учебным планом и учебными программами

Планы-конспекты, дидактические материалы, фотоотчеты, видеотчеты

Аношко Е.К., учитель-дефектолог;

Жданович Н.В., учитель-дефектолог;

Тисецкая И.Л., учитель начальных классов;

учителя-предметники

 

Организация дополнительного образования учащихся с ОПФР:

проведение факультативных и кружковых занятий “Математическая радуга” в экспериментальном классе по модели Б

“Изображение на плоскости” в экспериментальных классах по моделям Б и В, “Лепка” в экспериментальных классах по модели В

В течение года в соответствии с учебными программами

Планы-конспекты, дидактические материалы, фотоотчеты, видеотчеты

Забродина Т.А., учитель начальных классов;

педагоги дополнительного образования

Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (с участием учащихся с ОПФР):

соревнования по «Стритболу» (адаптивный баскетбол)

соревнования по «Новусу» (адаптивный бильярд)

соревнования по адаптивному боулингу.

В течение года

 

 

 

 

План проведения, протоколы, фотоотчеты, видеоотчеты

Куделка И.Л., инструктор ЛФК, учитель физической культуры и здоровья;

классные руководители

 

 

Организация культурно-досуговой деятельности (с активным участием детей с ОПФР).

Общешкольные и классные мероприятия: классные часы, вечера встреч, экскурсии, дни музея в школе, дни именинника и др.

В течение года в соответствии с планом воспитательной работы

 

Планы-конспекты, дидактические материалы, фотоотчеты, отчеты о совместных экскурсиях и походах и др.

 

Карась Т.А., педагог-организатор;

классные руководители

Информационные кампании, освещающие проблемы людей с инвалидностью.

Мероприятия с учащимися: классные часы, выставки рисунков, фотовыставки, просмотры фильмов, флешмобы, выпуск буклетов, выпуск стенгазет, массовые акции и др.

В течение года в соответствии с планом воспитательной работы

 

План проведения

 

 

Планы-конспекты, дидактические материалы, фотоотчеты, видеоотчеты

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Карась Т.А., педагог-организатор;

классные руководители.

Интеграционный форум детских инициатив   «Вместе к обществу равных возможностей»

 

 

Декабрь 2019

 

 

 

 

План проведения, дидактические материалы, фотоотчеты, видеоотчеты

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Карась Т.А., педагог-организатор;

классные руководители.

 

Школьный и городской этапы ЛЕГО-фестиваля творческих проектов

Февраль-март 2020

Сценарий, дидактические материалы, выставки, фотоотчеты, видеоотчеты

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Карась Т.А., педагог-организатор;

классные руководители.

Профориентационная работа:

классные часы, просмотр роликов, участие в общественно-полезном труде, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия.

В течение года в соответствии с планом воспитательной работы

 

Планы-конспекты, дидактические материалы, выставки, фотоотчеты, видеоотчеты

Якушевич Л.А., педагог-психолог;

классные руководители

 

Раздел 5. Работа с родителями

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Общешкольное родительское собрание. Рассмотрение вопроса

«Особенности работы учреждения образования в условиях экспериментальной деятельности на первом этапе эксперимента»

Сентябрь 2019

Протокол родительского собрания

Якушик О.А., директор школы;

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

Родительское собрание (по классам)

«Концепция инклюзивного образования в действии»

Октябрь 2019

Протокол

Классные руководители

День Матери

Октябрь 2019

Фотоотчет, выставки

Карась Т.А., педагог-организатор;

классные руководители.

 

Проведение тематических встреч с родителями «Люди бывают разные, а право на полноценную жизнь в обществе – одно на всех»

В течение года:

Ноябрь 2019 г.

Февраль 2020 г.

Март 2020 г.

 

План проведения, фотоотчет

Якушевич Л.А., педагог-психолог;

классные руководители

Организация и проведение совместных мероприятий в шестой школьный день

По субботам в течение учебного года по плану шестого школьного дня

 

План проведения, сценарии, фотоотчет

Карась Т.А., педагог-организатор;

классные руководители.

 

Раздел 6. Работа с социумом

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчётности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Организация и проведение ярмарок-выставок

1 раз в четверть

Информация на сайте школы, фотоотчет

Карась Т.А., педагог-организатор;

педагоги дополнительного образования

 

2.

Организация и проведение «Праздника двора» с возможностью участия в творческих мастер-классах.

Сентябрь 2019

Май 2020

Информация на сайте школы, фотоотчет

Карась Т.А., педагог-организатор;

педагоги дополнительного образования

Посещение ТЦСОН Московского района г.Минска

1 раз в четверть

Информация на сайте школы, фотоотчет

 

Жданович Н.В., учитель-дефектолог

4.

Акция «Приложи руку к доброму делу» (работа с общественностью)

Декабрь 2019

Информация на сайте школы, фотоотчет

Бондаренко Т.Г., заместитель директора по учебной работе

 

 

 

Меню раздела

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Факс: 373-85-80
E-mail: