Государственное учреждение образования

Средняя школа №25 г. Минска

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Тел./факс: 373-85-80
E-mail:
Карта проезда

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о ресурсном центре  государственного учреждения образования

«Средняя школа №25 г.Минска»

 по направлению «Интегрированное обучение и воспитание»

в системе специального образования

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и содержание деятельности ресурсного центра в системе специального образования по направлению интегрированное обучение и воспитание (далее – Центр).

  1. Ресурсный центр является структурным подразделением учреждения образования, реализующего образовательные программы специального образования. Организация ресурсного центра на базе школы не приводит к изменениям организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, не требует внесения изменений в устав.
  2. Ресурсный центр не является юридическим лицом.
  3. В своей деятельности ресурсный центр руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными и правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета и настоящим Положением.

5. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими учреждениями образования: государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», Белорусским государственным педагогическим университетом им. Максима Танка, Институтом инклюзивного образования, Минским городским институтом развития образования, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета, другими организациями, заинтересованными в развитии интегрированного обучения и воспитания.

6. На базе школы созданы следующие условия для организации работы ресурсного центра:

сложившаяся система инновационной работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития системы специального образования в рамках реализации образовательного проекта «Формирование положительного имиджа учреждения образования с классами интегрированного обучения и воспитания»;

материально-техническая база, соответствующая деятельности ресурсного центра по направлению «Интегрированное обучение и воспитание»;

наличие классов интегрированного обучения и воспитания, а также высококвалифицированного кадрового состава, готового к реализации функций деятельности ресурсного центра;

результаты образовательной деятельности.

 

Глава 2

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

 

7. Целью деятельности ресурсного центра является распространение эффективного педагогического опыта работы, направленного на решение приоритетных задач интегрированного обучения и воспитания.

8. Задачами ресурсного центра являются:

организационно-методическое сопровождение образовательного процесса по направлению «Интегрированное обучение и воспитание»;

консультационная поддержка участников образовательного процесса по актуальным вопросам в сфере деятельности ресурсного центра;

организация сетевого взаимодействия ресурсного центра по направлению «Интегрированное обучение и воспитание»;

аккумуляция опыта работы, как на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №25 г. Минска», других учреждений образования, так и иных научных, методических, общественных организаций, заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной практики в специальном образовании;

организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, практических занятий по направлению работы «Интегрированное обучение и воспитание»:

участие в экспериментальной, инновационной, проектной, научно-исследовательской и издательской деятельности;

эффективное использование имеющихся ресурсов: финансовых, материальных, кадровых.

9. Направленность ресурсного центра определена исходя из сложившейся системы работы педагогического коллектива по организации интегрированного обучения и воспитания на I-ой и II-ой ступенях общего среднего образования, наличия квалифицированных кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов. 

10. Основными направлениями деятельности Центра являются:

организационно-методическая работа;

научно-методическая работа;

организация сетевого взаимодействия.

 

Глава 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

11. Организационно-методическая работа проводится по следующим направлениям:

11.1 методическая помощь и поддержка специалистов по вопросам   интегрированного обучения и воспитания;

11.2. выявление, изучение и распространение актуального опыта работы с детьми с ОПФР в условиях интеграции через участие в семинарах, конференциях, методических объединениях и др.;

11.3. организация и проведение конференций, семинаров, выставок и других мероприятий по актуальным вопросам работы в классах интегрированного обучения и воспитания;

11.4. организация творческих педагогических мастерских, школы передового опыта;

11.5. пропаганда знаний по вопросам психологической помощи и социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ОПФР;

11.6. разработка рекомендаций для специалистов, работающих с детьми с ОПФР и в классах интегрированного обучения и воспитания.

12. В Центре организуется консультативная деятельность для педагогов учреждений образования, работающих с детьми с ОПФР по вопросам организации образовательного процесса и ведения документации.

13. Консультационная деятельность с педагогическими работниками учреждений образования проводится по вопросам осуществления педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств организации интегрированного обучения и воспитания и создания адаптивной образовательной среды.

14. Научно-методическая деятельность осуществляется по следующим направлениям:

14.1. Центр осуществляет апробацию программ общего среднего образования в условиях инклюзии учащихся с ОПФР в ходе экспериментальной деятельности.

14.2. Центр концентрирует современные технические средства обучения и специальные технологии для совместного обучения детей в классах интегрированного обучения и воспитания

15. Организация сетевого взаимодействия:

15.1. Аккумуляция опыта по организации интегрированного обучения и воспитания

15.2. Трансляция эффективного педагогического опыта по организации интегрированного обучения и воспитания

Глава 4

СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА. РУКОВОДСТВО. ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

16. Структуру ресурсного центра по направлению «Интегрированное обучение и воспитание» учреждение образования определяет самостоятельно.

  1. Непосредственное руководство текущей деятельностью ресурсного центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом директора государственного учреждения образования «Средняя школа №25 г. Минска» по согласованию с управлением по образованию.
  2. За деятельность ресурсного центра несет ответственность руководитель ресурсного центра и подчиняется непосредственно директору школы.
  3. Для осуществления деятельности Центра ведется следующая локальная документация:

Положение о ресурсном центре в системе специального образования (по направлению «Интегрированное обучение и воспитание»);

приказ об открытии и регламентации работы (структура) ресурсного     центра, назначении ответственных;

годовой план работы Центра;

отчёт о проделанной работе Центра.

         20. Руководитель Центра:

действует от имени Центра и представляет его во всех организациях;

в пределах своей компетенции дает указания, выполнение которых обязательно для всех работников Центра;

несет ответственность за результаты деятельности Центра.

 

Глава 5

ОТЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 

21. Руководитель ресурсного центра ежегодно отчитывается о выполнении плана работы. Отчёты публикуются на официальном сайте школы до 15 июня текущего года.

22. С целью организации широкого доступа педагогическим работникам учреждений образования к разработкам ресурсного центра, государственное учреждение образования «Средняя школа №25 г. Минска» размещает материалы на сайте.

  1. По запросу Министерства образования Республики Беларусь, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, Минского городского института развития образования ресурсный центр предоставляет оперативную информацию по направлению своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы интегрированного обучения и воспитания района.

 

 

Глава 6

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 

24.   Финансирование деятельности ресурсного центра производится за счёт бюджетных средств, выделяемых учреждению образования, и иных источников, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.

 

  

 

Отчет о работе ресурсного центра по интегрированному обучению и воспитанию ГУО «Средняя школа № 25 г. Минска»

за 2019/2020 учебный год

 В течении 2019-2020 учебного года работа ресурсного центра была направлена на трансляцию инновационного опыта педагогов школы по обучению детей с ОПФР. Работа ресурсного центра была отражена в годовом плане школы в разделах «Работа с педагогическими кадрами», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Руководство образовательным процессом» и «Работа с семьей, общественностью и социумом». Участие школы в экспериментальном проекте «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»позволило получить передовой практический опыт по включению детей с ОПФР в образовательный процесс. Аккумулированию и трансляции эффективного педагогического опыта по экспериментальной   деятельности способствовали мероприятия по обучению педагогов своего учреждения образования и педагогов района:

- круглый стол «Работа классного руководителя, родительского коллектива по адаптации ребёнка с ОПФР к школе» (сентябрь, 2019);

- семинар «Совершенствование образовательной среды и индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзии» (сентябрь, 2019);

- постоянно действующий семинар «Обеспечение качества образования на основе ресурсного подхода к образовательной интеграции детей с ОПФР» (октябрь, январь, март, 2019-2020);

-обучающий семинар «Специфика сопровождения обучающихся с аутистическими нарушениями в образовательном процессе» (октябрь, 2019);

- разработка дидактические материалов для реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзии» (в течение года);

- мастер-класс «Использование легоконструирования в работе с детьми с ОПФР» (март, 2020);

           - тренинг для педагогов «Формировании положительного отношения к детям с особыми образовательными потребностями» (ноябрь, январь, апрель, 2019-2020);

         - семинар-практикум для учителей-дефектологов «Повышение качества коррекционной работы с учащимися на основе использования диагностических данных об уровне сформированности учебной деятельности учащихся на 1 ступени образования» (январь, 2020);

           Также педагогом-психологом Якушевич Л.А. была организована работа с педагогами по теме «Возможности арт-терапии в формировании психологически комфортной среды в учреждении образования» (1 раз в четверть).

           Продолжает формироваться банк дидактических материалов для педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. Для удобства пользования материалы размещены в локальной сети учреждения образования в виртуальном методическом кабинете РЦ.

                   На основе анкетирования изучается степень удовлетворённости педагогов качеством проведения обучающих мероприятий по четырём направлениям: актуальность, новизна, практическая значимость и перспективность применения полученных знаний и умений. Данная информация позволяет совершенствовать свою деятельность, оперативно вносить коррективы в содержание мероприятий. Методические разработки наших педагогов (банк данных эффективных методов и приемов по работе с учащимися с ОПФР; дидактические материалы для организации контрольно-оценочной деятельности; методические буклеты; программы методических мероприятий и др.) позволяют вести продуктивный диалог с другими участниками экспериментальной деятельности и быть профессионально полезными. Участники экспериментального проекта занимались внедрением передовых педагогических практик, предназначенных для совместного обучения детей с ОПФР и детей класса, разработкой конспектов уроков для экспериментальных классов. Эта работа будет продолжена в следующем учебном году.

Важнейшим направлением работы ресурсного центра является информационно-методическая работа. Было организовано сотрудничество с учреждениями образования, оказывающие услуги по повышению квалификации учителей, учителей-дефектологов, воспитателей. В течение учебного года учителя дефектологи Пупа С.В., Шаршун В.А., Жданович Н.В., Бондаренко Т.Г. проводили по запросу консультации по организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания и ведению документации. Учителем-дефектологом Пупа С.В. была проведена серия обучающих семинаров для слушателей Академии последипломного образования (ПК 29.10-02.11; 26.03-30.03), МГИРО (ПК 18.02-23.02; 10.06-15.06), Брестского ИРО (период с 01.05 по 15.06) по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с аутистическими нарушениями. Эта работа позволила наладить профессиональные связи со специалистами регионов, расширить географию участников обучающих семинаров.

Новым направлением работы стало разработка содержания обучающих семинаров по альтернативной (поддерживающей) коммуникации. Были проведены занятия для слушателей переподготовки АПО по специальности «Логопедия».

Членами творческой группы РЦ была проведена серия открытых уроков и коррекционных занятий для слушателей Академии последипломного образования. Голубовская Л.П. получила особый отклик и благодарность от заведующей кафедры дефектологии кандидата педагогических наук, доцента Гладкой В.В. Уроки Мирончук Н.В. и занятия Горбуновой Е.О. также вызвали интерес у слушателей переподготовки по специальности «Логопедия».

Для педагогов общеобразовательных средних школ Московского района г. Минска был проведен обучающий семинар «Организация системы работы по формированию толерантного отношения учащихся и педагогов общеобразовательной школы к детям с ОПФР». В ходе семинара-практикума руководители и педагоги учреждений образования Московского района г. Минска получили теоретические и практические основы организации интегрированного обучения и воспитания. 02.04.2020 члены рабочей группы Центра организовали работу круглого стола «Подготовка ребенка к школьному обучению», организованного для родителей воспитанников д/у№235 выпускающихся в текущем учебном году.

Учителями-дефектологами проводилась консультационная работа как для педагогов, работающих с учащимися с ОПФР, так и для родителей учащихся с ОПФР. Обращались за консультациями специалисты учреждений образования при открытии новых интегрированных классов, в случае возникновении затруднений в процессе сопровождения детей с ОПФР, а также для получения конкретных учебных материалов.

В течение учебного года учителями-дефектологами было проведено несколько информационных кампаний, направленных на развитие толерантного отношения к лицам с ОПФР. Данная информация была в доступе для изучения подходов к организации и проведению таких кампаний. 10.09-21.09.2019 проведена информационная кампания, приуроченная к Международному дню глухих. Мастер-классы проводили учителя-дефектологи Горбунова Е.О., инструктор ЛФК Куделка И.Л. Информационная кампания к международному дню человека с синдромом Дауна проходила 18.03-22.03.2020. Мероприятия были подготовлены учителями-дефектологами Шаршун В.Л., Бондаренко Е.Н. Особый интерес педагогов района был к акции «Разноцветные носочки». Информационная кампания, посвященная Всемирному дню распространения информации по проблемам аутизма 25.03.2020 - 29.03.2020 вызвала интерес, как у учителей школы, района, так и учащихся. Было проведено мероприятие в поддержку международной акции «Зажги синим».

Ежегодно группы студентов института инклюзивного образования БГПУ им. Танка проходят практику в нашем учреждении образования. Непосредственными руководителями являются учителя, работающие в интегрированных классах и учителя-дефектологи классов интегрированного обучения и воспитания. Данная форма работы важна не только студентам, но и педагогам, поскольку дает возможность делиться своим опытом и повышать свой профессиональный уровень.

Велась работа по укреплению материально-технической и учебно-методической базы ресурсного центра. Удалось значительно пополнить банк методических разработок и материально-техническую базу (2 световые песочницы, магнитные тематические стенды, ноутбук, телевизор, мультиборд).

Много усилий направлено на формирование инклюзивной культуры в стенах учреждения и за его пределами. Проведение таких мероприятий как Городской Легофестиваль, Интеграционный форум детских инициатив, дают возможность завести друзей, раскрыть свои таланты и проявить себя с лучшей стороны любому ребёнку. Формат данных мероприятий позволяет создавать устойчивые связи с учреждениями образования города Минска, которые ежегодно принимают в них участие. Так в декабре 2019 года прошёл Интеграционный форум детских инициатив «К обществу равных возможностей», в марте 2020 года – VII Легофестиваль творческих проектов «Планета безопасного детства».

Ресурсный центр в 2019/2020 учебном году осуществлял рецензирование и экспертизу публикаций и учебных изданий. Сделаны рецензии на программу коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для 1 – 5 классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и программу коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для 5 (6) – 11 (12) классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В течение года осуществлялось рецензирование творческих работ учителей-дефектологов – претендентов на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию.

Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогического и руководящего состава школы. Для обучения педагогического состава методам поддерживающей и альтернативной коммуникации, привлекались специалисты Института инклюзивного образования и Белорусского государственного университета. Специалисты ресурсного центра повышали свою квалификацию, посещая обучающие семинары и мастер-классы.

В целом, работа ресурсного центра по повышению профессиональной компетентности сотрудников учреждений образования, работающих с учащимися с ОПФР является важной составляющей системы дополнительного образования педагогов Московского района г. Минска. Ресурсный центр играет важную роль в вопросе социализации и формирования положительного имиджа детей с ОПФР.

   Рекомендации:

  1. Создавать условия для дальнейшего развития информационного пространства ресурсного центра.
  2. Продолжить работу по созданию сайта ресурсного центра, перенести виртуальный кабинет в интернет-среду.
  3. Внедрить в работу ресурсного центра такие формы сотрудничества с учреждениями образования как стажировка и супервизия.
  4. Принять участие в фестивале художественного творчества «Вяселкавы карагод» дляучащихся с ОПФР, а также в других конкурсах.

 

29.05.2020

Руководитель РЦ                                                                     Т.Г. Бондаренко

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Годовой план

работы ресурсного центра по направлению

«Интегрированное обучение и воспитание» на 2020/2021 учебный год

 

Сроки

Название

Форма проведения

Ответственные

Управленческая деятельность

Сентябрь 2020

Организация работы ресурсного центра в 2020/2021 учебном году.

Инструктивно-методическое совещание

Бондаренко Т.Г.,

группа РЦ

 

Сентябрь, май

Мониторинговые исследования образовательных потребностей педагогов района и внутренних ресурсов школы

Сотрудничество со школами Московского района г. Минска

Бондаренко Т.Г.

В течение учебного года

Укрепление материально-технической и учебно-методической базы ресурсного центра

 

Администрация школы

В течение учебного года

Развитие сетевого методического взаимодействия с учреждениями образования

Сотрудничество со школами Московского района г. Минска

Бондаренко Т.Г.

В течение учебного года

Информационное сопровождение работы ресурсного центра СШ №25

Размещение материалов о работе ресурсного центра на сайте

Бородавка И.Н.

До 05.06.2021

Подведение итогов работы ресурсного центра в текущем году

Заседание творческой группы

Бондаренко Т.Г.

Информационно-методическая деятельность

В течение года

Систематическая учеба и самообразование членов ресурсного центра

Рефлексивные и коррекционно-инструктивные совещания

БондаренкоТ.Г.

 

В течение года

«Роль учителя в создании положительного микроклимата в коллективе»

Постоянно действующий семинар

Втюрина С.С.

Сентябрь

«Совершенствование образовательной среды и особенности организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания на ІІ ступени получения образования»

Круглый стол

БондаренкоТ.Г.,

Втюрина С.С.

Октябрь

«Содержание коррекционных занятий по двигательной мобильности у учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

Обучающий тренинг для учителей- дефектологов

Куделка И.Л.

Горбунова Е.О.

Ноябрь

«Коррекция нежелательного поведения у учащихся с аутистическими нарушениями»

Обучающий семинар для учителей-дефектологов и воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение учащихся с ОПФР

Пупа С.В.

Декабрь

«Профилактика дискалькулии у учащихся с трудностями в обучении»

Практический семинар для учителей-дефектологов

Шаршун В.А.

Жданович В.А.

 

Январь

«Интеграционный форум детских инициатив, как эффективная форма социализации учащихся с ОПФР»

Семинар-практикум

Бондаренко Т.Г.

Пупа С.В.

Февраль

«Использование легоконстуирования в работе с детьми с ОПФР на 1 ступени образования»

Практический семинар для учителей-дефектологов

Бондаренко Е.Н.,

Март

«Использование методов прикладного анализа обучения в условиях интегрированного обучения»

Обучающий семинар для учителей-дефектологов и воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение учащихся с ОПФР

Пупа С.В.

Гавриленко А.В.

Апрель

«Технологии педагогической поддержки в условиях инклюзивного обучения»

Практический семинар для учителей классов интегрированного обучения, учителей-дефектологов, учителей-предметников

Бондаренко Т.Г., Гавриленко А.В.

 

Консультационно-просветительская деятельность

Сентябрь

Информационная кампания, посвященная Международному дню глухих

Мероприятия, направленные на информирование общественности о людях с нарушением слуха

Жданович Н.В.

Октябрь

Информационная кампания «Белая трость»

Мероприятия, направленные на информирование общественности о людях с нарушением зрения

 

Пупа С.В.

Ноябрь -декабрь

Неделя инклюзивного образования

Мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР

Пупа С.В.

Март

Информационная кампания, посвященная людям с синдромом Дауна

Мероприятия, направленные на информирование общественности о людях с синдромом Дайна

Шаршун В.Л.

Апрель

Информационная кампания, посвященная людям с расстройствами аутистического спектра

Мероприятия, направленные на информирование общественности о людях с расстройствами аутистического спектра

Гавриленко А.В.

В течение года по запросу

Консультирование по вопросам обучения учащихся с трудностями в обучении и тяжёлыми нарушениями речи

Проведение консультаций

Шаршун В.Л.

В течение года по запросу

Консультирование по вопросам обучения учащихся с трудностями в обучении и интеллектуальной недостаточностью

Проведение консультаций

Жданович Н.В.

В течение года по запросу

Консультирование по вопросам обучения учащихся с аутистическими нарушениями

Проведение консультаций

Гавриленко А.В.

В течение года по запросу

Консультирование по вопросам обучения учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппрата

Проведение консультаций

Шаршун В.А.

Куделка И.Л.

                                                                         Сотрудничество

Согласно графику повышения квалификации ИПКиПП БГПУ им. М. Танка

Сотрудничество с институтом повышения квалификации и переподготовки кадров БГПУ им. М.Танка

Трансляция опыта работы ресурсного центра

Бондаренко Т.Г.,

Пупа С.В.

Согласно графику повышения квалификации МГИРО

Сотрудничество с Минским городским институтом развития образования

Трансляция опыта работы ресурсного центра

Бондаренко Т.Г.,

Пупа С.В.

Согласно графику повышения квалификации АПО

Сотрудничество с Академией последипломного образования

Трансляция опыта работы ресурсного центра

Бондаренко Т.Г.,

Пупа С.В.

В течение года

Сотрудничество с БГПУ им. М. Танка

Руководство практикой студентов факультета специального образования

Учителя-дефектологи, учителя интегрированных классов

 

 

Руководитель РЦ                                                                                             Т.Г.Бондаренко

Меню раздела

220045, г. Минск, ул. Яна Чечота, 20
Факс: 373-85-80
E-mail: